Премия Рунета-2020
Сахалин
+10°
Boom metrics
Туризм28 мая 2024 0:00

Маршрут выходного дня: по японскому наследию Сахалина

Островной регион имеет насыщенную историю
Источник:kp.ru
Фото: Иван Трубин

Фото: Иван Трубин

Туристов на Сахалине привлекают не только красоты природы, но и исторические памятники, среди которых выделяются артефакты эпохи Карафуто (1905 – 1945 гг.). Этот период истории неотделим от общей истории региона.

Власти Сахалинской области включились в общероссийский процесс развития внутреннего туризма. Министерство туризма региона ведет комплексную работу в этом направлении, о чем неоднократно говорил глава ведомства Артем Лазарев. Среди прочего – приведение в порядок памятников старины.

Тем временем, местные турфирмы предлагают клиентам разные маршруты по памятникам эпохи Карафуто. Самый популярный – Южное кольцо острова в течение одного дня: Долинск – Взморье – Ильинское – Пензенское – Томари – Чехов – Яблочное – Холмск. На этом направлении наибольший интерес представляет территория бывшего синтоистского храма во Взморье (Долинский район). От храма Хигаси Сираура сохранились лишь мраморные ворота-тории и лестница, но недавно их отремонтировали, а саму территорию облагородили, что увеличило поток туристов.

Фото: Иван Трубин

Фото: Иван Трубин

На Сахалине в каждом населенном пункте было синтоистское святилище. Перед храмом обязательно стояли П-образные ворота-тории (в переводе – «птичий насест»). Корень «синто» переводится с японского как «путь богов». Синтоизм – национальная религия японцев, которой уже много тысяч лет. Согласно синтоистским верованиям, император является потомком богини солнца Аматэрасу. На воротах храма Хигаси Сираура высечено «В честь 2600-летия образования государства». Эта дата мифическая, она отмечалась в 1940 году. Тогда много было построено святилищ в честь этого юбилея.

Неподалеку от храма есть еще один японский артефакт – школьный павильон хоандэн. До 1945 года в Стране восходящего солнца школьные павильоны строили повсеместно. Внутри находились портрет императора и рескрипт об образования.

Фото: Иван Трубин

Фото: Иван Трубин

После Взморья едем на север. На перешейке Пояске пересекаем остров и выезжаем к селу Ильинскому. Отсюда можно повернуть на север и посетить Углегорский район. В эпоху Карафуто Углегорск назывался Эсутору. Там тоже есть немало памятников старины, в том числе остов бывшего целлюлозно-бумажного завода, одного из девяти на острова, которые были построены японцами.

Но наибольший интерес представляет синтоистский храм Эсутору-дзиндзя. Он был одним трех из крупнейших на Карафуто, помимо храма в Тойохара (Южно-Сахалинск) и Сиритору (Макаров). Храм построен на сопке на окраине города. До храма по склону ведет дорога, начинающаяся от больших ворот-тории. На них нанесена та же надпись: «В честь 2600-летия образования государства». Храм разрушен, территория заросла.

Фото: Иван Трубин

Фото: Иван Трубин

Зато храм в городе Томари, южнее, облагорожен, хотя тоже был разрушен практически до основания. Томари-ору-дзиндзя был построен в 1922 году и посвящен богини солнца Амэтэрасу. Святилище находится на холме, на северной окраине города. Тории изготовлены из бетона и гранитной крошки в отличии от ворот храмов во Взморье и Углегорске. На территории храма возведены таблички на двух языках – русском и японском. Возле верхних ворот установлены стела в память о русско-японской войне и стела тюконхи, посвященная памяти воинов, проявивших верность отечеству и императору. Вокруг храма высажен тис.

В Томари также действовали целлюлозно-бумажный комбинат. Его руины видны с сопки, на которой расположен синтоистский храм.

Фото: Иван Трубин

Фото: Иван Трубин

Далее по маршруту лежат города Чехов и Холмск, в которых тоже можно посмотреть немало артефактов периода Карафуто, включая руины бумагоделательных фабрик и портовой инфраструктуры. Больше всего туристов в Холмском районе интересуют Чертов мост и Ведьмин мост. Они построены в гористой местности со сложным рельефом, в этом заключается их уникальность.

До Чертова моста от Холмска можно дойти пешком по старой железной дороге, это несколько километров. По этой линии поезда не ходят уже несколько десятилетий. Мосты пришли в аварийное состояние. Охотники за цветным металлом ускоряют процесс их окончательного разрушения. Чертов мост протянут на высоте 45 метров, его длина – 145 метров. За ним находится Ведьмин мост. Он протянут на высоте 50 метров, его длина – 200 метров. Маршрут по старой железной дороге Холмск – Южно-Сахалинск популярен у сахалинских туристов: мосты, туннели, тайга и экстрим.

Если продолжать движение на юг, вы достигните крайней южной точки Сахалина – мыса Крильон. Это место богато на артефакты японской старины. Сюда, на маяк Крильон, массово приезжают джиперы и квадроциклисты, приходят пешие туристы. Можно воспользоваться услугами турфирм и совершить однодневную поездку по полуострову Крильон. Особый интерес здесь представляет японская военная инфраструктура.

При японцах мыс Крильон назывался Ниси-Ноторо-мисаки. Он всегда имел стратегическое значение, поскольку отсюда хорошо просматривается акватория пролива Лаперуза до самых, северных берегов Японии. В настоящее время на Крильоне расположены войсковые части ВС РФ. В эпоху Карафуто здесь дислоцировались войска, из мыса Крильон сделали целый бастион.

Чуть выше побережье, в распадке, находится огромный ангар, рядом с ним – бетонные войсковые умывальники под открытым небом. Здесь были казармы. Видны остатки железной дороги, которая вела на плавучую пристань.

Фото: Иван Трубин

Фото: Иван Трубин

Японский укрепрайон на мысе Крильон был оборудован ДОТами, капонирами, подземными ходами, орудиями. Японцы опасались высадки американского десанта на Южный Сахалин, и поэтому все побережье юга и востока острова были тщательно защищены.

Маяк на мысе Крильон еще действует в отличие от маяка Анива, что напротив через залив. До маяка Анивы добраться можно только по морю, и он за десятилетия пришел в запустение. Вопрос о его сохранении поднимался общественностью неоднократно, и в этом году министерство обороны передало маяк в ведение областного правительства.

Министр туризма Сахалинской области Артем Лазарев поделился, что маяк будет отремонтирован, а внутри будет оборудован музей маячной тематики. Активисты предлагают устроить там даже небольшую гостиницу.