Премия Рунета-2020
Сахалин
+10°
Boom metrics
Общество8 мая 2024 1:46

Юрий Им: «Воспитание патриотизма начинается со знакомства с малой Родиной»

Руководитель проекта «Школьное краеведение Сахалина и Курил» рассказал о создании уникальных тетрадей для второклассников
Фото: правительство Сахалинской области

Фото: правительство Сахалинской области

Сахалинский опыт создания уникальных краеведческих тетрадей впечатлил педагогов из разных регионов России. На II Дальневосточном патриотическом форуме руководитель проекта «Школьное краеведение Сахалина и Курил» Юрий Им рассказал участникам, как благодаря поддержке областного правительства и совместным усилиям общественников, краеведов, педагогов и работников культуры, в школах пяти сахалинских муниципалитетов появились свои краеведческие тетради для второклассников.

Тетради знакомят маленьких сахалинцев и курильчан с природными, культурно-историческими и прочими особенностями районов, в которых они живут. А иллюстрации к статьям рисуют сами школьники, включаясь, таким образом, в изучение своей малой Родины ещё в процессе создания учебного материала. В новом учебном году при поддержке Правительства Сахалинской области такие пособия появятся уже во всех районах Сахалинской области.

Проект реализуется при поддержке Министерства образования Сахалинской области и лично губернатора Валерия Лимаренко. Все тетради изготовлены в соответствии с педагогическими рекомендациями и российскими требованиями к подобным учебным пособиям.

Каждую тетрадь предваряет напутственное слово губернатора Валерия Лимаренко. Глава региона обращается к детям и напоминает, что с ранних лет очень важно изучать историю и природу своего родного города, посёлка или села и гордиться своей Родиной, беречь свой край, свой город и дом.

В интервью «МК на Сахалине» Юрий Им рассказал об этом уникальном проекте, ставшем важной частью региональной работы по патриотическому воспитанию маленьких сахалинцев и курильчан.

На минувшем II Дальневосточном патриотическом форуме вы презентовали свой проект, посвященный краеведению районов Сахалинской области. Расскажите, в чем он заключается?

Мы с коллегами уже третий год занимаемся развитием школьного краеведения в Сахалинской области. Для себя мы вывели такую с одной стороны нехитрую, а с другой стороны сложную в реализации формулу: патриотами не рождаются, патриотами становятся. Патриотом нельзя стать, если не любишь, не уважаешь и не знаешь свою страну. А воспитание патриотизма начинается со знакомства с малой Родиной. Нужно показывать детям их родной край с младшего школьного возраста. Поскольку первоклассники еще не все умеют читать, мы решили создать рабочие тетради по краеведению для второклассников. Для каждого района области – своя тетрадь. В целом о Сахалинской области информации много, а вот про отдельные районы систематизированных сведений, да ещё таких, чтобы это воспринималось детьми - мало. А ведь у нас такие разнообразные городские округа, в каждом из них есть свои особенности – природные, экономические, исторические, демографические, даже мифологические. И все это в доступной форме, в формате небольших текстов, красочных иллюстраций и увлекательных заданий изложено в наших тетрадях.

Как проходила работа по созданию краеведческих тетрадей? Как удалось собрать достаточный материал?

В этом году школьники всех 18 муниципалитетах Сахалинской области будут обеспечены такими тетрадями. Сейчас идёт большая системная работа над их созданием. А когда мы эту работу начинали, мы проводили её буквально в ручном режиме: лично ездили по районам, собирали рабочие группы, проводили встречи с краеведами, учителями, детьми и родителями. Обсуждали, что должно войти в итоговый материал, подбирали интересные факты, особенности, о которых нужно рассказать детям. И сами придумывали задания, тестируя их на знакомых школьниках.

Мы занимались этой работой вручную, поэтому в первый год выпустили пробные тетради только в двух районах. А через год охватили уже пять районов Сахалина. Увеличился и объем тетрадей. Если сначала в них было 10 тем, в основном посвященных географии и природе, то сейчас это около 30 тем, включая экономику, историю района и т.д.

Проект стал динамично развиваться, когда началось системное сотрудничество с Институтом развития образования Сахалинской области, Министерством образования, администрациями городов.

Краеведческие тетради имеют необычное оформление, как его подбирали?

Это еще один интересный момент – мы решили иллюстрировать тетради детскими рисунками. Каждый год рисунки новые – мы объявляем конкурс среди детей и отбираем картинки для иллюстраций. И тут словами не передать – надо видеть, в каком восторге дети, когда узнают свои рисунки или рисунки своих друзей на страницах рабочих тетрадей. Все тетради невозвратные, дети могут оставить их себе на память.

Кто ваша команда? Кто участвовал в реализации проекта?

Мы выступаем как АНО «Сахалинский центр общественных коммуникаций». У нас совсем немного сотрудников и, конечно, исключительно своими силами мы бы его не реализовали. Благодаря активной поддержке Министерства образования и лично министра Анастасии Киктевой, были созданы рабочие группы во всех муниципалитетах Сахалинской области, это примерно по 8-10 человек от района – краеведы, педагоги. Всего около 160 человек. Огромная им благодарность, это люди, которые действительно относятся с душой к своей работе, любят и понимают её.

Как у вас выстроена коммуникация с правительством региона и лично с губернатором? Чувствуете ли вы его поддержку?

Мы заручились полной поддержкой губернатора. Прочитайте его приветственное слово в наших тетрадях – там понятно, насколько близка и важна для Валерия Игоревича тема воспитания в детях любви к Родине. Этот проект не смог бы получить столь широкое и стремительное развитие без его поддержки, без деятельного участия регионального Министерства образования. В команде губернатора хорошо понимают, что наибольшую пользу своему родному краю принесут те, кто с детства знает и любит свою малую Родину.

Вы наработали большой опыт при реализации этого уникального проекта. Удалось им поделиться с коллегами на патриотическом форуме?

Мы предложили педагогам из новых регионов реализовать такой же проект для детей Донбасса, для маленьких жителей нашего города-побратима Шахтерска. Мы прекрасно понимаем, что республику обеспечат достаточным количеством общероссийских учебников, но также очень важно сделать тетради по краеведению малой Родины.

На форуме мы договорились с представителями управления образования Шахтерска, что создадим с ними рабочую группу, составим тетради по материалам шахтёрцев, отпечатаем тираж на Сахалине, и уже в следующем учебном году, к 1 сентября, доставим их в 33 школы Шахтерска.

Подобный трансфер нашего проекта, похоже, может выйти на федеральный уровень - сахалинской методикой уже заинтересовались коллеги из Луганска, Бурятии, и Санкт-Петербурга. Будем рады, если наша помощь будет востребована.

Было бы интересно увидеть краеведческие тетради других регионов страны…

Вероятно, у сахалинцев и курильчан в скором времени появится такая возможность. В этом году мы планируем отпечатать дополнительный тираж краеведческих тетрадей обо всех районах Сахалинской области и направить в школы Донбасса. А на будущий год в школьных библиотеках островного региона появятся рабочие тетради из донбасского Шахтерска. Такой обмен очень полезен – он познакомит и сблизит школьников из разных регионов страны, дети узнают об уникальных особенностях других краёв и областей нашей большой России.

Какие ближайшие планы по развитию вашего проекта?

На сегодня разработаны практические материалы по краеведению для вторых классов, далее мы планируем охватить и третьи и четвёртые классы. А ещё мы издадим региональную краеведческую азбуку для первоклашек. Над азбукой уже работают группы во всех муниципалитетах Сахалина и Курил: буквы алфавита распределены по районам и каждый район подбирает подходящие слова, связанные с местным контекстом. Так что у школьного краеведения – большое будущее, а в нём - будущее нашей большой Родины.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Новый молодежный проект познакомит юных сахалинцев с героями нашего времени (подробнее)