Премия Рунета-2020
Сахалин
+10°
Boom metrics
Туризм10 июня 2024 5:28

Над Сусунайской долиной: поездка по Мицульскому хребту

Со смотровой площадки перевала Южно-Сахалинск как на ладони
Источник:kp.ru
Фото: Иван Трубин

Фото: Иван Трубин

В шаговой доступности от областного центра есть не менее интересная смотровая площадка, чем на том же «Горного воздуха». С северо-запада город окаймляет Мицульский хребет, с гребня которого открывается живописный вид на Сусунайскую долину и расположившийся в ней Южно-Сахалинск.

По Мицульскому хребту проходит старая Холмская дорога, соединяющая областной центр с портовым городом. Движение как таковое по ней давно прекращено, с 1980-х годов дорога практически не используется, лишь любители экстрима – джиперы да квадроциклисты – и туристы ездят по ней. Дорога горная, без опасностей и приключений не обойтись.

Фото: Иван Трубин

Фото: Иван Трубин

Фото: Иван Трубин

Фото: Иван Трубин

Маршрут начинается от села Дальнее. За селом асфальт кончается, далее – пыль столбом. Дорога пролегает вдоль русла реки Владимировки, по берегам которой расположились различные СНТ. Начинается подъем на предгорье Мицульского хребта. Уже заметны заросли бамбука – сазы курильской.

Хребет получил название в честь агронома Михаила Мицуля (1836 – 1883), который находился на Сахалине в составе особой комиссии по составлении карты-плана острова, куда были нанесены пригодные к ведению сельского хозяйства районы. Результатом экспедиции также стал «Очерк острова Сахалина в сельскохозяйственном отношении». Его значение высоко оценил еще один «сахалинец» – писатель Антон Чехов, назвав этот труд «длинной одой в честь сахалинского плодородия». А Мицуля писатель описал как «фанатика, видевшего в Сахалине обетованную землю».

В 1880 году Мицуль вновь приехал на остров, в этот раз уже как первый агроном Сахалина. Мицуль умер в 1883 году в посту Александровском (ныне – Александровск-Сахалинский). Помимо хребта его именем также названы село Мицулевка в Анивском районе, пик Мицуля в системе Мицульского хребта (793м), гора в Анивском районе и село Михайловка в Александровск-Сахалинском районе.

Фото: Иван Трубин

Фото: Иван Трубин

Автомобильная дорога, проложенная по гребню Мицульского хребта, была построена японцами с 1906 – 1909 гг. после того, как южная половина Сахалина была передана Японии и стала официально называться Карафуто. Дорога вела из Маука (современный Холмск) в Тоёхара (современный Южно-Сахалинск) и изначально предназначалась для пассажирских конных перевозок «бася». На расстоянии 19 ри (70 верст) курсировали рессорные экипажи, сначала двухколесные, потом четырехколесные для трех пассажиров и кучера. На всей дистанции пути были устроены пять станций, средняя из которых предназначалась для смены экипажа.

Путь по этой дороге описывает в своей книге «Миссионерские радости» русский епископ Сергий (Тихомиров), который в августе 1909 года прибыл на Сахалин из Токио, чтобы проведать оставшихся на острове русских людей и узнать о состоянии православных церквей. «Вот среди темной ночи мы тихо поднимаемся в гору: это Кумазаса-Тооге (перевад Кумазаса)… Бобрякивают бубенчики лошадей, слабо мерцают фонари на оглоблях экипажей», писал епископ Сергий.

Фото: Иван Трубин

Фото: Иван Трубин

От Маука до Дальнего (в те времена это была русская деревня) было построено 84 моста – настолько сложен рельеф тех мест. На расстояние, которое сейчас покрывается за пару-тройку часов на современной технике, в те времена уходило чуть ли не сутки.

За дачами начинается подъем. Местами в тени можно увидеть сохранившийся с зимы снег. Дорога разбита, местами усыпана камнями. По пути встречается живописный водопад на реке Владимировке. Обычно туристы делают здесь остановку.

На бывшей железнодорожной станции Перевал, от которой остались лишь руины построек да колея, дорога поворачивает на юго-запад. Железнодорожная линия функционировала с 1928 по 1996 год. При японцах станция Перевал называлась Такиносава – «водопадный распадок». На одном из склонов можно увидеть противолавинную галерею – признаки некогда развитой железнодорожной инфраструктуры.

От Перевала начинается крутой длинной подъем. И вот дорога выходит на плато, это и есть Смотровая. Отсюда открывается вид на Сусунайскую долину, областной центр и его окрестности. На юге виден залив Анива, на западе раскинулись горные пространства юга Сахалина. На склонах некоторых гор еще лежит снег.

От Дальнего до Смотровой – около 20 километров. Здесь останавливаются, чтобы полюбоваться видами и сделать фото. Кто-то устраивает пикник. Зимой в эти места совершают поездки на снегоходах.

Со стороны Холмска это последний – третий – перевал. Как пишет епископ Сергий, при японцах этот перевал назывался Кусана-тооге, по имени инженера, который его изучил и построил через него дорогу. «С верху горы видна уже долина с Тоёхара и другими селениями. Но спуск с этого перевала в сторону Тоёхара – поразительно эффектный: зигзагами круто спускается дорога в долину…», вспоминал епископ Сергий.

Рядом расположена гора Черкес (723м), за вершину которой ошибочно принимают плато. По словам известного сахалинского туриста Михаила Хашбы, до вершины Черкеса еще идти и идти по зарослям кедрового стланика и курильского бамбука. Но там мало кто бывал – слишком труден маршрут к вершине.

Фото: Иван Трубин

Фото: Иван Трубин

С перевала дорога уходит на запад, спускаясь по пологому склону. На обычном автотранспорте еще можно проехать километров пять на запад, а далее дорога становится трудно проезжаемой. Отсюда начинается экстрим для джиперов, мотоциклистов и квадроциклистов. На спецтехнике можно добраться до самого Холмска. Через село Пятиречье, куда выходит старая Холмская дорога, проходит асфальтированная автомобильная трасса.

Наиболее подготовленные отваживают проехать весь маршрут на велосипеде, кто-то предпочтет пройти пешком по старой Холмской дорога. В любом случае, впечатления останутся незабываемые.