Премия Рунета-2020
Сахалин
+12°
Boom metrics
Туризм3 июня 2024 9:00

Сахалинцы предпочитают пеший маршрут на мыс Анива

В текущем году запланирован ремонт маяка Анива
Источник:kp.ru
Фото: Иван Трубин

Фото: Иван Трубин

Мыс Анива – одна из шести крайних точек острова Сахалин, на которых должен побывать любой уважающий себя турист: это мысы Крильон, Терпения, Лах на северо-западном побережье, а также мысы Марии и Елизаветы на северном побережье Шмидта.

Начать можно, конечно же, с мыса Анива на Тонино-Анивском полуострове. Тем более что маршрут будет пролегать по удобному для ходьбы морскому берегу.

Любители комфортного путешествия могут воспользоваться услугами местных турфирм, организующих поездки до маяка на моторных лодках. От Новиково в одну сторону это около двух часов. Правда, с учетом того, что с 20 мая доступ на маяк Анива закрыт в силу аварийности объекта, побывать на маяке в этом году вряд ли кому удастся.

А вот посмотреть вблизи на знаменитый маяк, ставший визитной карточкой Сахалина, можно. Для пеших туристов в одну сторону путь длиной в полтора-два дня будет вознагражден незабываемым зрелищем маяка, стоящего практически на воде.

Фото: Иван Трубин

Фото: Иван Трубин

Обычно стартуют от села Новиково (Корсаковский район). Это самый южный населенный пункт на Тонино-Анивском полуострове. Село получило название в честь крейсера «Новик», экипаж которого в русско-японскую войну героически сражался в заливе Анива с двумя японскими кораблями. Русские моряки, дабы не сдавать японцам крейсер, приняли решение его затопить, а сами сошли на берег, сняв корабельные орудия.

Некогда в районе Новиково добывали уголь, богатый германием. Предприятие закрылось, а на месте карьера образовалось красивое озеро, за цвет воды в котором его назвали Бирюзовым. Такой цвет воды обусловлен наличием в ней германиевых солей. Бирюзовое озеро стало одним из туристических объектов, обязательных для посещения.

Но озеро находится в сопках, восточнее Новиково, а нам надо на юг. Идем по старой дороге вдоль берега моря. Она спускается к побережью. У разбитого японского пирса грузятся на лодки многочисленные туристы, жаждущие увидеть чудо архитектурной мысли – маяк Анива.

Дорога тянется вдоль побережья. Там, где ее теснят скалы, берег укреплен бетонными стенами, сделанными еще в эпоху Карафуто. Маршрут выводит к мысу Три Камня. Название говорит само за себя. Это три большие скалы на побережье. Здесь тоже расположились отдыхающие.

Фото: Иван Трубин

Фото: Иван Трубин

Еще несколько километров пути, и мы выходим к заставе Южной. Погранзаставы больше нет, остались лишь два белых здания. Как ничего не осталось и от японского поселка Сатто, кроме восьми опустошенных серых бетонных зданий. Некогда там жили работники маяка Анива между вахтами.

Дорога выходит на побережье и здесь заканчивается. По берегу еще можно проехать на транспорте, песок здесь плотный. А вот дальше мыса Белый Камень хода нет. Скалы уходят под воду. В седловине мыса, представляющего собой мраморную скалу, перекинут канат – для туристов.

В скале пробит глубокий лаз, небольшая пещера. По всей видимости, это геологический шурф, но кто-то считает, что эту пещеру в древности сделали аборигены для проживания. Белый Камень виден издалека, здесь швартуются небольшие рыболовецкие суда.

Фото: Иван Трубин

Фото: Иван Трубин

В километре от Белого Камня, к югу, было японское рыбацкое сезонное селение Сираива. Об этом свидетельствует сохранившаяся инфраструктура в виде двух бетонных плит в районе устья ручья. На одной из них иероглифами высечено: «Сираива. Итиго гёба» («Сираива. Первый рыбопромысловый участок»).

Отсюда до мыса Анива около 10 километров. За мысом Слюда тянется длинная полоса валунов – до самого мыса и затрудняет движение. Приходится буквально прыгать по камням.

Час-другой, и вы уже видите маяк Анива. Он в 200 метрах от вас. Однако до него берегом не дойти – скалы уходят под воду. Не каждый отважится проплыть до маяка. Приходится любоваться на расстоянии.

Фото: Иван Трубин

Фото: Иван Трубин

Название Анива имеет айнское происхождение. Обычно его переводят как «находящийся среди гор». По другой версии, это название переводится как «Он приплыл!». Именно это прокричали древние айны, когда один из их сородичей на спор пересек на лодке штормящее море от мыса Крильон до мыса Анива.

Маяк стоит не на самом мысе, а на скале Сивучьей, в паре десятков метров от суши. Юго-восточная оконечность острова представляет собой стык двух стихий – сурового холодного Охотского моря и теплого залива Анива. Со стороны Охотского моря наползает туман, со стороны залива Анива светит солнце. Над этим всем истошно вопят чайки. На маяке у них гнезда, и они уже порядком устали от наплыва туристов, которых с каждым годом все больше.

Это сейчас на маяке обитают в основном чайки. А когда-то тут кипела жизнь. 31-метровый маяк был построен японцами в 1939 году. Люди там работали до 1990 года, а затем, до 2005 года, маяк находился на автономном режиме питания за счет радиоизотопных термоэлектрогенераторов. С тех пор маяк находится в запустении.

Региональные власти на протяжении нескольких лет вели с министерством обороны переговоры о том, чтобы маяк был передан в областную собственность, поскольку за ним никто не следил. В апреле 2024 года маяк наконец-то был переведен в собственность Сахалинской области.

Фото: Иван Трубин

Фото: Иван Трубин

С 20 мая доступ на маяк Анива ограничили, туристы могут им любоваться только с воды. Вскоре должны начаться ремонтные работы, которые продлятся до середины ноября. Планы наполеоновские. В частности, на маяке хотят создать музей маячной тематики.

– Маяк является одним из символов нашего региона. Уже сейчас маяк Анива входит в топ туристических локаций, которые стремятся посетить не только местные жители, но и туристы. Уверен, что благодаря проведенным работам по его восстановлению, они еще долгие годы смогут любоваться красотой одного из самых загадочных и известных маяков в мире, – поделился министр туризма Сахалинской области Артем Лазарев.

Еще лет десять назад маяк Анива был совершенно пустынным местом. Теперь людно. Видимо, будет еще люднее. Важно, чтобы посетители будущего музея понимали всю свою ответственность не только за сохранение уникального памятника архитектуры, но и морской экосистемы.