Boom metrics
Звезды4 декабря 2021 22:30

Булгакова много не бывает: в музее книги Чехова «Остров Сахалин» открыли выставку о Мастере

На выставке представлены документы, фотографии и личные вещи писателя
Зарубежные издания Мастера и Маргариты. Фото: Денис Таушканов

Зарубежные издания Мастера и Маргариты. Фото: Денис Таушканов

Слава пришла к нему, но не застала дома. Если бы Михаил Булгаков был бессмертен, то в этом году мы бы праздновали его 130-летие. Но земной путь его был печален и недолог, а мировой триумф достался его произведениям.

В литературно-художественном музее книги А.П. Чехова «Остров Сахалин» постоянно заботятся о том, чтобы Антон Павлович не оставался, как в ссылке, в одиночестве, без своих лучших собратьев по великой русской литературе. Проект, реализуемый музеем с 2015 года в содружестве с главными литературными музеями России, уже зазвал на Сахалин Пушкина, Грибоедова, Гоголя, Толстого, Горького. Стояли сахалинцы и в очередь за Михаилом Афанасьевичем. Десант из московского музея М.А. Булгакова на Большой Садовой, 10 и музея Московского художественного академического театра на паях привез экспонаты на выставку с воландовской цитатой в шапке - «Ваш роман прочитали» с подзаголовком «Как Михаил Булгаков стал знаменитым писателем».

Булгаков и МХАТ. Фото: Денис Таушканов

Булгаков и МХАТ. Фото: Денис Таушканов

Уточнение весьма уместное, потому что во главу угла концепции экспозиционеры поставили его литературную карьеру, причем акцентом этого «бала» на выезде стал любимец читающей публики – роман «Мастер и Маргарита». Впервые он был опубликован в 1966-1967 годах на страницах журнала «Москва» благодаря настойчивости Константина Симонова. Два номера (№ 11, 1966 и № 1, 1967) подняли рейтинг не слишком востребованного издания до небес. На всех желающих журнала, конечно, не хватало, и люди старшего поколения помнят такое явление, как самиздат, а отдельные фанаты совершали читательский подвиг, переписывая роман в тетрадочку. На этом фоне сегодняшние «нечитатели» Булгакова вызывают тихое удивление… Посетителю предлагают и сыграть в автора: вас ждет бабушка компьютерной клавиатуры - печатная машинка «Москва». Попробуйте набрать пару слов, и вы хотя бы отчасти физически ощутите на себе груз писательского труда. А у Булгакова главными инструментами были чернильница да цветные карандаши, которыми он любил править рукописи. Один из самых удивительных экспонатов выставки – пожелтевший машинописный текст романа, помнящий прикосновение рук Елены Сергеевны Булгаковой, которую писатель назначил своей душеприказчицей. Она не раз пыталась издать роман, но это удалось почти тридцать лет спустя после смерти Михаила Афанасьевича, да и то с купюрами - первое издание романа обескровили на 12% текста, причем постарались и цензоры, и редколлегия из боязни «как бы чего не вышло».

История литературы и театра в равной мере претендуют на Булгакова – прозаика и драматурга. Впрочем, он был не чужд журналистики, которую тем не менее не любил, считал, что она мешает творчеству, но признавал, что она его кормилица (последнее прижизненное его произведение – «Морфий» - вышло в журнале с характерным названием «Медицинский работник»). А одна из фотографий свидетельствует об актерской стезе Булгакова, говорят, он был весьма артистичен. Правда, он почти невидим под огромным париком в сцене суда в спектакле МХАТа «Пиквикский клуб» 1934 года.

Театральный роман Булгакова с МХАТом не был «сладким», из этой истории он, к сожалению, не вышел победителем, напомнил главный хранитель музея МХАТа Евгений Конюхов:

- В 1926 году на его сцене поставили пьесу «Дни Турбиных», которая вызвала шквал негативной критики. И театр снял спектакль, притом, что Сталин смотрел его, по разным данным, от 16 до 27 раз. Благодаря высшему заступничеству спектакль вернулся в репертуар и шел до 1941 года, когда во время гастролей в Минске в театр попала бомба, уничтожив все декорации и костюмы. Вообще Булгаков много сделал для МХАТа: были и «Мертвые души», сценарий по мотивам поэмы Гоголя, и многострадальная «Кабала святош», которую сняли после семи показов… В общем эта история не сложилась. Но тем не менее давайте же наслаждаться его произведениями, ведь Булгакова много не бывает.

Иллюстрации Сергея Алимова. Фото: Денис Таушканов

Иллюстрации Сергея Алимова. Фото: Денис Таушканов

Эффект присутствия булгаковских героев в выставочном зале обеспечили художники. Мистическая атмосфера главной книги Булгакова (по крайней мере в читательском мнении) блистательно отражена в летучих рисунках Геннадия Калиновского. В 2000-х он был переложен на язык комикса Аскольдом Акишиным и Мишей Заславским. А у замечательного Сергея Алимова, который мечтал создать мультфильм, цикл волшебных картинок, по сути, – раскадровка. Российскому зрителю «Мастер и Маргарита» известен в версиях Владимира Бортко и Юрия Кары, хотя в мире его экранизировали 15 раз. Но сколько не состоялось киноэкранизаций! Роман очень хотели снять также Элем Климов, Эльдар Рязанов, Геннадий Полока, Георгий Данелия. А режиссеры Алов и Наумов, снявшие пронзительный «Бег», уступили пожеланию вдовы, которой дух Булгакова вроде бы сказал: не надо бы вам за это браться.

Зарубежные издания Мастера и Маргариты. Фото: Денис Таушканов

Зарубежные издания Мастера и Маргариты. Фото: Денис Таушканов

У посетителей музея книги Чехова «Остров Сахалин» в эти дни есть возможность пройтись по страницам «Мастера и Маргариты». Карта «Москва Михаила Булгакова» выстраивает в «одну строку» траекторию жизни юбиляра - человека и писателя, и его литературных героев. Даже без визита в белокаменную – заходите в гости. На Большую Садовую, 10, где в квартире № 50 (впоследствии той самой «нехорошей») жили Булгаковы, а всего число ее жильцов доходило до 16, включая прототип Аннушки, подсолнечное масло пролившей. Потом на Патриаршие пруды, где все завертелось, потом в Мансуровский переулок, 9, в подвал Мастера, в Большой Гнездниковский переулок, где он познакомился с Маргаритой, а точнее, Булгаков с Еленой Сергеевной… Пройдитесь по выставочному залу хоть в белом плаще с кровавым подбоем, хоть шаркающей кавалерийской походкой, хоть в весенний месяц нисан или декабрь. И перечитайте вечную книгу.

За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык! За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM

К ЧИТАТЕЛЯМ

Стали свидетелем интересного события? Сообщите об этом нашим журналистам:

WhatsApp: +7 900-434-15-15

Почта: sakh.kp@gmail.com

И не забудьте подписаться на нас в соцсетях:

- Instagram;

- Вконтакте;

- Одноклассники;

- Facebook.

КультураИнтересное