Премия Рунета-2020
Сахалин
+10°
Boom metrics
Общество8 мая 2024 7:27

Инга Костанова: «Театр – это творец, внимательный наблюдатель и участник в одном лице»

Руководитель Сахалинского театра кукол рассказала о запросах аудитории и актуальных постановках
Руководитель Сахалинского театра кукол Инга Костанова. Фото: Сахалинский театр кукол

Руководитель Сахалинского театра кукол Инга Костанова. Фото: Сахалинский театр кукол

В середине апреля руководителю Сахалинского театра кукол Инге Костановой присвоили звание заслуженного работника культуры Российской Федерации за большой вклад в развитие культуры и искусства, многолетнюю плодотворную творческую деятельность. Нагрудный знак и удостоверение Инге Анатольевне вручил губернатор Валерий Лимаренко.

В ходе торжественной церемонии награждения выдающихся жителей области глава региона выразил им большую благодарность от себя лично и от всех сахалинцев и курильчан – за высокий профессионализм, ответственность, способность решать самые сложные задачи.

Инга Костанова работает в сфере культуры более 35 лет. Под ее руководством был создан музей книги Чехова «Остров Сахалин», также возглавляла управление культуры Южно-Сахалинска. В 2015 году Инга Костанова стала пятым директором Сахалинского театра кукол.

Сегодня Театр кукол – это визитная карточка и гордость Сахалинской области. В его репертуаре более 50 спектаклей для детей и взрослых, которые смотрят около 43 тысяч зрителей в год.

В интервью «МК на Сахалине» Инга Костанова рассказала о жизни Сахалинского театра кукол, преемственности поколений артистов, запросах аудитории и актуальных постановках.

Инга Анатольевна, вам присвоено почётное звание «Заслуженный работник культуры Российской Федерации» за большой вклад в развитие культуры и искусства, многолетнюю плодотворную творческую деятельность. Расскажите, как проходила торжественная церемония вручения наград, поделитесь впечатлениями.

Конечно, очень приятно такое внимание со стороны региональной власти, губернатора Валерия Лимаренко. Но работа в сфере культуры, это прежде всего работа с людьми и для людей. Я выражаю огромную благодарность своим коллегам, с которыми работала по созданию уникального музея книги Чехова «Остров Сахалин», в управлении культуры Южно-Сахалинска, всем тем, кто поддерживал в работе, кто помогал реализовывать социально-значимые проекты.

Вы возглавляете Сахалинский областной театр кукол уже более 9 лет. Расскажите, какие ключевые изменения произошли в театре за это время? Какими главными принципами вы руководствуетесь, управляя театром?

В театре в комплексе изменился подход к организации труда. Структурировано штатное расписание, введены дополнительные должности, необходимые современному и быстро развивающемуся театру. Например, с постановкой мюзиклов («Дракула», «Сердце матери») возникла необходимость в репетиторе по вокалу и хореографе, работающих на постоянной основе. С открытием третьего зрительного зала, где идут спектакли для самых маленьких детей, возникла необходимость в дополнительных контролерах билетов.

В театре значительно улучшилась материально-техническая база, появилось новое световое и звуковое оборудование очень высокого уровня, позволяющее ставить сложные по техническому воплощению спектакли, создавать спецэффекты и лазерное сопровождение. Театр приобрел два автобуса малой и большой вместимости для выездов и гастролей. Сделан ремонт, изменился внешний облик фойе, где развернут интерьерный театр с куклами ручной работы мастера из Санкт-Петербурга Лады Репиной.

Главный принцип моей работы – уважительное отношение к каждому сотруднику, справедливость и контроль качества предоставления услуг зрителю. У театра хорошая нормативно-правовая база, которую все соблюдают по компетенциям.

Мы активно работаем над проектами, грантами. Удалось значительно увеличить доходную часть бюджета театра, что позволило улучшить материальную базу театра, ставить масштабные спектакли.

Сахалинскому театру кукол уже более 40 лет. Сменяются поколения артистов, кукольников, как удается передавать мастерство и держать высокую планку? Как происходит преемственность?

Театральные династии – неотъемлемая часть российской культурной традиции. Сахалинский театр кукол не исключение. Самая известная династия Добролюбовых. Ее основатель – художественный руководитель нашего театра, режиссер, актриса, педагог, заслуженный работник культуры РФ Антонина Александровна Добролюбова. Служит Сахалинскому театру кукол 30 лет, поставила более 23 спектаклей, сыграла множество ролей. Сегодня, особым успехом у зрителей пользуются спектакли «Одержимая любовью», «Господа ГЫ…», «Медея», в которых Антонина Александровна играет главные роли. Ее сыновья – артисты Сахалинского театра кукол – Александр Котов и Семен Добролюбов пошли по стопам мамы. Спектакли с ними пользуются огромных успехом.

Что касается преемственности и передачи мастерства… Все начинается с понятия «театральные дети». Они растут, воспитываются в артистической среде, впитывают атмосферу творчества, участвуют в мероприятиях, мечтают пойти по стопам родителей. Здесь и природные данные, и родительский пример, и опыт, и знания. Определиться с выбором профессии и пойти учиться всегда легче, когда ты, так сказать, живешь внутри этой профессии.

Вот такими «театральными детьми» были Александр Котов и Семен Добролюбов.

Есть ли в вашем театре кадровые проблемы? Как их решаете?

Для многих театров кукол сегодня стоит проблема привлечения узких специалистов, таких как конструкторы кукол, художники. Это люди особого таланта и творческого состояния души. На Сахалине нет такого учебного заведения, поэтому ищем и привлекаем талантливых людей с материка, отправляем на учебу своих сотрудников, приглашаем специалистов для консультаций.

Если говорить о труппе, художественный руководитель театра, заслуженный работник культуры РФ Антонина Добролюбова очень скрупулезно походит к ее формированию. Неоднократно она выезжала в театральные училища, где общалась со студентами, желающими войти в состав труппы сахалинского театра. Сейчас мы, можно так сказать, выращиваем свои кадры. В прошлом году Антонина Добролюбова взяла курс в Сахалинском колледже искусств по специальности «Актерское мастерство». Девять талантливых ребят уже активно участвуют в проектах и мероприятиях театра.

Можно ли сказать, что Сахалинский театр кукол самобытный и сам себя растит? Или же вы принимаете какие-то веяния извне, перенимаете опыт коллег? Как это происходит?

Самобытность и веяния извне – две стороны одной медали. Безусловно, Сахалинский театр кукол самобытен. Спектакли, которые ставятся на наших сценах, можно увидеть только у нас или во время гастролей труппы. Смело используются современные технологии, приглашаются специалисты. В основе постановок могут быть как легенды коренных народов или творчество современных островных поэтов и писателей, так и мировая классика, при этом спектакли ставятся специально для Сахалинского театра кукол.

Например, спектакли «Мы летели на диване» (реж. Заслуженный работник культуры РФ Антонина Добролюбова) и «Песнь Ых-мифа. Одиночество богов» (реж. заслуженный деятель искусств Республики Бурятия, лауреат «Золотой маски» Эрдэни Жалцанов) поставлены по произведениям сахалинских авторов Елены Намаковой и Владимира Санги. Древнегреческую трагедию «Медея» и водевиль «Бешенный деньги» ставили для островного зрителя известные белорусские режиссеры – заслуженный деятель искусств Республики Беларусь Олег Жюгжда и Игорь Казаков.

При этом, Сахалинский театр кукол четко следует неким духовно-нравственным принципам. Слишком тонка грань между самобытностью и эксцентричностью. Зациклиться исключительно на себе очень легко.

Самое лучшее лекарство против «звездной болезни» – бесценный опыт общения с коллегами, гастроли, фестивали. До пандемии по Дальнему Востоку гремел наш Сахалинский международный фестиваль театров кукол «На островах чудес». Он проходил каждые два года при поддержке правительства Сахалинской области, министерства культуры и архивного дела, спонсоров. Готовилась обширная образовательная и деловая программы. За 10 фестивальных дней сахалинцы успевали познакомиться с театрами от Америки до Японии, от Ирана до Франции. Это было событие, созданное артистами Дальнего Востока России. До сих пор нет ничего подобного. Фактически, это был один из брендов Сахалина театрального и всего Дальнего Востока. Очень надеемся на его возрождение.

Есть ли в мире театров кукол «мода», «тренды», какие-то актуальные тенденции? Какие? Кто их задает? Какие театры кукол, по вашему мнению, показывают высокий уровень?

Мода и тренды в театральном мире безусловно есть. Например, всегда в моде классика, а эксперимент всегда в тренде. Но что значит «в моде» или «кто задает тренды»? Театр – это творец, внимательный наблюдатель и участник в одном лице. Театр всегда находится в центре событий. На сцене Сахалинского театра кукол играют древнегреческую трагедию «Медея» (реж. – заслуженный деятель искусств Республики Беларусь Олег Жюгжда) и «Бешенный деньги» по одноименной комедии Александра Николаевича Островского 1869 года (реж. – Игорь Казаков (г. Минск)), и, знаете, это очень современные актуальные спектакли. В какой-то момент просто перестаешь думать об исторических событиях или личностях. На первый план выходит что-то свое - страшное, смешное, до боли знакомое.

В этом смысле Театр, если говорить о глобальном, сам диктует моду и тренды.

Что касается конкретных театров… Не хочется кого-то выделять. На Сахалин приезжают разные театры, режиссеры, артисты, художники. И аплодируют стоя, буквально по пол часа, не громким именам и названиям, а вдумчивой работе над спектаклем, желанию честно поделиться со зрителем чем-то сокровенным, что проникает в самое сердце, входит в резонанс с собственными переживаниями.

Как в репертуаре удается охватить все возрастные группы зрителей? Как вы чувствуете и понимаете, какая тематика, стиль постановки будут интересны определенному возрасту? Каков запрос аудитории разных возрастов?

Поясню сразу, что в корне не верно определять театр кукол как детский! Артисты Сахалинского театра кукол работают как за ширмой, так и в «живом плане», когда актера видно. Они прекрасно справляются и с драматическими ролями, и с управлением различными видами кукол. В театре действуют собственные цеха по производству кукол, бутафории, декораций, пошиву костюмов. Отдел по работе со зрителями и продвижению спектакля. Все это дает нам возможность не зависть от возрастных ограничений и ставить спектакли как для первого знакомства с театром, так и для искушенных театралов.

Что касается понимания тематики, стиля, направлений, интереса, то они складываются из многих факторов. И далеко не всегда их определят конъектура рынка или желание зрителя. Если взять театр в целом и быть очень краткой, то, во-первых, выбор спектакля – это уровень образования в широком смысле, опыт, интуиция, ощущение пульса жизни режиссера, художника, всех, кто так или иначе участвует в создании спектакля, идея которого может созревать годами. Во-вторых, наша работа с режиссерами, художниками, продюсерами, театрами в целом в России и за рубежом. В-третьих, изучение местной аудитории – возраст, пол, национальность, социальное положение, даже активности человека, например, ребятишек, в определенное время. Так что никакой «угадайки», серьезная работа специалистов на всех уровнях.

Спектакли в театре кукол для взрослой аудитории: какими они должны быть, в чем особенность таких постановок? Расскажите о недавней премьере «Бешеные деньги».

Театр кукол, выполняя свою просветительскую миссию, средствами этого вида искусства разговаривает на важные темы со взрослой аудиторией. В репертуаре Чехов, Салтыков-Щедрин, Жан Ануй, Сент-Экзюпери, Островский.

Это серьезный разговор о вечном: добре и зле, любви и ненависти. Актуальность вышеперечисленного можно проследить на примере последней премьеры – спектакля «Бешеные деньги» в постановке известного режиссера-кукольника Игоря Казакова (г. Минск) и художника Ольги Дворовой (г. Минск). Спектакль приурочен к 200-летию со дня рождения Александра Островского. Тема денег, продажности, мелочности во взаимоотношениях людей предстала перед зрителями очень современно, иронично. Комедия поставлена в жанре водевиля и подана зрителю будто яркий, дорогой гламурный журнал. И конечно, очень современен язык Островского с его историями, шутками. Равнодушных зрителей в зале не было. Постановка вызвала бурные аплодисменты и хорошие отзывы коллег и критиков.

Расскажите о фестивале домашних театров кукол. Как налажено взаимодействие с театрами кукол в муниципалитетах?

Этот вопрос требует очень обширного ответа. Но если кратко, Фестиваль домашних театров кукол призван способствовать возрождению русской традиции семейной культуры – домашний театр кукол. Он проводится с 2016 года при поддержке министерства культуры и архивного дела Сахалинской области. Огромное внимание фестивалю уделяют сахалинские предприниматели, выступая в роли спонсоров театрального праздника.

Участником фестиваля может стать любая семья или объединение семей. Главное условие – участие детей на всех этапах подготовки и показа спектакля.

С 2020 года организаторы и участники фестиваля освоили формат онлайн.

За всю историю фестиваля в нем приняло участие 294 человека. Возраст самого молодого участника 1 год, самого старшего – 65 лет. Свое творчество представили 82 коллектива из 20 городов и поселков 9 районов Сахалинской области. Поставлено 102 спектакля с использованием 6 видов кукол. А самое главное, 190 детей попробовали себя в роли режиссера, актёра, художника, бутафора.

Если говорить о взаимодействии с театрами кукол в муниципалитетах, то речь следует вести о подшефной работе. Мы уделяем огромное внимание коллегам, которые организовывают театры при ДК, клубах, школах, предприятиях. Выезжаем в районы, приглашаем к себе, ведем собственные проекты или участвуем в совместных (Театр – школа. Школа – театр, Театральная смена в лагере «Юбилейный», театральная смена для одаренных детей центра «Сириус»), проводим мастер-классы, творческие встречи, конкурсы, фестивали (Фестиваль домашних театров кукол, фестиваль школьных театров). Это огромная и кропотливая работа на стыке театра и педагогики, но результаты колоссальны!

Сегодня театральные студии есть практически в каждой сахалинской школе. Подростки определяются с будущей профессией, и это не только артист или режиссер. Театру служат художники, инженеры, конструкторы, журналисты, фотографы, администраторы. И главное, абсолютно все участники наших проектов проходят серьезную подготовку, получают необходимые навыки, обретают уверенность в собственных силах, становятся социально активными гражданами страны.

Как вы взаимодействуете с театрами кукол из других регионов России?

Взаимодействие с театрами кукол началось давно. Чрез участие в российских и международных фестивалях, регулярные гастроли. Благодаря федеральной программе «Большие гастроли» на Сахалин приезжали театры из Ульяновска, Москвы, Челябинска.

Сахалинский театр кукол благодаря финансовой поддержке этой программы гастролировал дважды в Москве. В 2024 году осуществлял обменные гастроли с театром кукол города Чебоксары. Хороший опыт общения кукольников и мастеров этого вида искусства давал известный Сахалинский международный фестиваль театров кукол «На островах чудес». С 2011 по 2019 годы в нем приняли участие 79 театров из 21 страны. Зрителям были показаны спектакли с разными видами кукол, проведены мастер-классы. Фестиваль стал не только праздником, но и отличной школой театрального искусства для зрителей и мастеров.

Какие ближайшие планы Сахалинского театра кукол: гастроли, мероприятия, премьеры?

Планов, как всегда, много. В этом году традиционно театр поедет на гастроли по городам Сахалина, покажет спектакли на острове Итуруп. В сентябре выезжаем на международный фестиваль в Гродно (Беларусь). В октябре – на фестиваль «Соломенный жаворонок» в Челябинский театр кукол, где будут представлены спектакли для взрослой аудитории.

В этом году состоятся обменные гастроли с театром кукол из города Чебоксары.

Для наших зрителей мы готовим две премьеры: для детей – сказка «Щелкунчик», для взрослых – спектакль по произведениям поэтов Серебряного века.

В июне в театре будет проходить первый Дальневосточный фестиваль школьных театров, а осенью начнется третий сезон школьных театров Сахалинской области. Приедут мастера по сценической речи, художники по свету – на постановки и с целью повышения квалификации.

Кроме того, сейчас мы разрабатываем долгосрочную Программу тетра на 2024-2029 г.г., где обозначим миссию Сахалинского театра кукол в современных условиях, стратегические цели, задачи и пути их решения.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Кукольный театр Сахалина откроет 43-й сезон пьесой для взрослых (подробнее)