Премия Рунета-2020
Сахалин
-11°
Boom metrics
Что происходит10 февраля 2024 6:00

В Южно-Сахалинске открылась выставка, посвященная Русско-японской войне 1904-1905 годов

В музейно-мемориальном комплексе «Победа» представили экспозицию «Морская и батальная живопись Вадима Спиридонова»
В Южно-Сахалинске открылась выставка, посвященная Русско-японской войне 1904-1905 годов

В Южно-Сахалинске открылась выставка, посвященная Русско-японской войне 1904-1905 годов

Фото: Даниил ПАНКСТЬЯНОВ

В музейно-мемориальном комплексе «Победа» представили экспозицию «Морская и батальная живопись Вадима Спиридонова. Русско-японская война 1904-1905 гг.», приуроченную к 120-летию с начала войны, которую считают одной из причин, приведших к революции 1917 года. Художник изобразил события, связанные с этой важной страницей нашего прошлого.

«Прошло сто лет. Забвение глубоко. Сосед восточный нам – ни друг, ни враг, Исчезли крейсера Владивостока, На дне морском покоится «Варяг»».

Мероприятие открылось чтением стихотворения Николая Тимофеева «Давно уж нет на карте Порт-Артура», которое прочитала юная сахалинка.

Вадим Спиридонов, профессиональный живописец, выпускник Московского государственного академического художественного института им. Василия Сурикова, член союза художников России, вице-президент и основатель Российской ассоциации художников-маринистов.

Вадим Владимирович не понаслышке знаком с темой своего творчества. Он представитель морской династии, подводник, капитан 1 ранга запаса, имеющий опыт семи боевых служб и операций в Атлантике, Индийском и Северном ледовитом океане.

Особое место в его творчестве занимают сложные жанровые картины на тему морской исторической и батальной живописи. Выставка состоялась при поддержке правительства Сахалинской области и регионального министерства культуры и архивного дела.

Особое место в творчестве Вадима Спиридонова занимают сложные жанровые картины на тему морской исторической и батальной живописи

Особое место в творчестве Вадима Спиридонова занимают сложные жанровые картины на тему морской исторической и батальной живописи

Фото: Даниил ПАНКСТЬЯНОВ

- С недавнего времени принято решение о праздновании Дня памяти защитников Сахалина в Русско-японской войне (1904 – 1905 годы). Он будет отмечаться 20 августа, когда крейсер «Новик» принял бой на рейде Корсакова, - отметил Александр Болотников, депутат Сахалинской областной Думы. - Теперь также обсуждается принятие еще одной памятной даты - Дня освобождения Северного Сахалина от японской оккупации - 15 мая 1925 года.

Игорь Самарин, начальник научного отдела музейно-мемориального комплекса «Победа» рассказал, что история создания этой выставки началась еще весной 2016 года в Москве на съезде художников-маринистов, где он познакомился с Вадимом Спиридоновым.

Игорь Самарин заинтересовался проектом «Забытые войны. Крымская война», который художник создал вместе со своими коллегами, и предложил его продолжить темой Русско-Японской войны.

- Русский, советский патриотизм основан на героической обороне Порт-Артура и беспримерного подвига участников Цусимского сражения, - сказал Игорь Самарин.

По его мнению, выставка художественных работ, ставшая частью постоянно действующей экспозиции, является «новым словом в нашем музейном деле».

Затем Игорь Анатольевич провел экскурсию для гостей музея. За каждой из 11 картин стоит подвиг, боль и кровь наших предков. В ходе своего рассказа он использовал выдержки из художественной литературы и дневников Николая II.

Война началась с вероломного нападения японцев на русские корабли на внешнем рейде Порт-Артура в ночь с 8 на 9 февраля 1904 года. Было повреждено 3 наших корабля. Узнав об этом, Николай II направил командующим Тихоокеанской эскадрой в Порт-Артур знаменитого адмирала Степана Макарова. Сразу сойдя с поезда, он отправился в порт для организации ремонта флота. Это показано на картине «Адмирал С. О. Макаров проверяет ход ремонта броненосца «Цесаревич». Уже в мае того же года «Цесаревич» был поставлен в строй.

За каждой из 11 картин стоит подвиг наших предков

За каждой из 11 картин стоит подвиг наших предков

Фото: Даниил ПАНКСТЬЯНОВ

Сюжет «Последний эшелон в Порт-Артур» рассказывает о героической защите русскими солдатами железной дороги, по узкому перешейку соединявший Ляодунский полуостров с материковым Китаем. Это была стратегически важная транспортная коммуникация, по которой шло снабжение Порт-Артура. Японская армия пыталась перерезать эту артерию, но на их пути встал наш полк. Игорь Самарин сравнил это событие с Фермопильским сражением, когда горстка греков противостояла огромной персидской армии. Несмотря на то, что русский полк сдерживал натиск превосходящего по численности противника, командование приказало отступить. В результате этого необдуманного приказа началась блокада Порт-Артура не только с моря, но и с суши.

Картина «Ночной бой» посвящена гибели миноносца «Стерегущий», который в разведке вступил в бой с японскими кораблями. По устойчивой версии наши моряки затопили свой корабль после получения пробоин, чтобы не сдавать его врагу.

Произведение «Башни главного калибра броненосца «Бородино»» позволяет рассказать о вооружении броненосцев. Каждый имел 4 орудия калибра 305 мм. Вес снаряда 331 кг. Дальность выстрела до 17,5 км. 2-я Тихоокеанская эскадра была составлена из самых современных кораблей того времени.

- Есть неверное мнение, что мы проиграли Цусимское сражение из-за плохих пушек. На самом деле начальная скорость русских снарядов на 60м/сек. опережала английские, которыми были вооружены японцы. Поэтому враг не мог пробить наши броненосцы с толщиной брони 22 см. Наши артиллеристы имели преимущество. Почему же тогда мы не выиграли то же Цусимское сражение?! Факторов много. Русские пушки на нижней палубе захлестывали высокие волны 5-7 балльного шторма, японские кислотные снаряды наносили большой ущерб. Кроме того, адмирал Того тактически переиграли вице-адмирала Зиновия Рожественского, - проанализировал ситуацию Игорь Самарин.

Японские корабли были покрашены в серый цвет гармонирующий с морем и небом, что способствовало маскировке. Русские наоборот в черный, а трубы в ярко желтый. Возможно, это был один из факторов, способствовавший их гибели, считает научный сотрудник.

Игорь Самарин провел экскурсию для гостей музея

Игорь Самарин провел экскурсию для гостей музея

Фото: Даниил ПАНКСТЬЯНОВ

Игорь Анатольевич передал в музей гильзу от 47 мм орудия крейсера «Изумруд», который в составе 2-й Тихоокеанской эскадры прошел 18 тысяч миль от Балтики до Цусимского пролива. Команда отказалась сдаться в плен и ушла во Владивосток. Командир опасаясь, что корабль может достаться японцам, выбросил его на мель возле залива Владимир и затем взорвал. Игорю Самарину много лет назад этот осколок подарили аквалангисты, которые спускались к затопленному «Изумруду».

- Мне очень понравились картины, у каждой есть своя история. Выставка хранит память об этой войне и помогает в изучении своего прошлого. Мне и всему молодому поколению очень важно знать об этих событиях, - сказала Алена Исаева, ученица школы № 30.

Школьник Андрей Симаков рассказал, что его поразило полотно кочегарки военного транспорта «Иртыш», где все в огне, как в аду, и конечно пояснение экскурсовода, что если корабль уходил под воду никто из кочегаров не мог спастись, потому что во время боя задраивали все люки и трюмы.

Вадим Спиридонов приезжал на этюды с коллегой на наш остров. Поэтому можно надеяться, что музейный комплекс пополнится картинами на сахалинскую тематику.