Премия Рунета-2020
Сахалин
-3°
Boom metrics
Общество24 июля 2023 6:47

Как мыши помогали выжить народам Севера

Выставка «Северная Азия: наследники древности» открылась в Южно-Сахалинске
Выставка «Северная Азия: наследники древности» открылась в Южно-Сахалинске. Фото: Сахалинский областной краеведческий музей

Выставка «Северная Азия: наследники древности» открылась в Южно-Сахалинске. Фото: Сахалинский областной краеведческий музей

Как мыши помогали выжить народам Севера? Ответ на этот и другие вопросы можно узнать на новой выставке «Северная Азия: наследники древности» из фондов Российского этнографического музея (РЭМ).

В Сахалинском областном краеведческом музее представлено 135 предметов традиционной культуры десяти коренных народов Сибири и Дальнего Востока: орудия промысла и домашнего обихода, одежда, керамика, утварь, при изготовлении которых сохранялись древние технологические приемы. Многие из них имеют не только утилитарное, но и сакральное значение. Одни старинного происхождения, другие изготовлены уже в наше время. Некоторые до сих пор применяются в обыденной жизни и на праздниках.

Это лишь маленькая толика из фондов РЭМа. Только собрание Сибири и Дальнего Востока насчитывает 60 тысяч предметов и 20 тысяч фотографий 44 народов. Причем первая коллекция поступила туда еще в 1902 году. Всего в Российском этнографическом музее хранятся традиционные вещи 160 больших и малых народов России и сопредельных государств.

Фото: Сахалинский областной краеведческий музей

Фото: Сахалинский областной краеведческий музей

- Островитяне любят путешествовать и часто бывают в Санкт-Петербурге. Они хорошо знакомы с музеями северной столицы России. Но насколько приятнее и удобней, когда с этими культурными богатствами можно познакомиться у себя дома, - отметил на открытии и.о. директора Сахалинского областного краеведческого музея Виктор Щеглов. – С Российским этнографическим музеем мы сотрудничаем уже не в первый раз, но даже у меня многие из привезенных экспонатов вызывают чувство восхищения. Думаю, что каждый здесь найдет то, что привлечет его внимание.

На торжественном открытии прозвучала традиционная музыка коренных малочисленных народов Сахалина на национальных инструментах в исполнении ансамбля этнокультурного центра «Люди Ых – миф» (Люди Сахалина).

- Выставка отражает многонациональное лицо России в этническом аспекте, историческую глубину, традицию, духовность и многообразие. А также помогает современному человеку больше узнать о богатом наследии коренных народов и таким образом, лучше понять самого себя, - сказала ученый секретарь Российского этнографического музея Лидия Жгун.

Первую экскурсию по экспозиции провела ее инициатор Валентина Горбачева, заведующая отделом этнографии Сибири и Дальнего Востока РЭМ. Она подчеркнула, что она стала результатом усилий целого коллектива: хранителей, реставраторов и других музейщиков.

Кандидат исторических наук работает в Российском этнографическом музее уже полвека и за это время участвовала в создании трех десятков выставок в России и за рубежом, а также в 15 научных экспедициях. Неудивительно, что и сахалинская экспозиция сделана на высшем уровне.

Выставка поможет современному человеку больше узнать о богатом наследии коренных народов

Выставка поможет современному человеку больше узнать о богатом наследии коренных народов

Фото: Даниил ПАНКСТЬЯНОВ

Действительно здесь можно для себя открыть много нового и интересного. Знали ли вы, что мыши «кормили коряков»?! Женщины выкапывали копорулями (специальными приспособлениями) норки грызунов, где хранились корни сараны, кимчиги и кипрея, которые являлись частью их пищевого рациона. Но они не забирали всё, а только часть, чтобы полёвкам хватило на зиму. А, кроме того, взамен оставляли им бусинку. Через некоторое время повторяли эту операцию. Такой оригинальный симбиоз человека и животных.

Охотники на нерпу использовали разные ухищрения, чтобы максимально близко приблизиться к своей жертве. Они надевали шкуру животного, старались приблизиться с подветренной стороны, чтобы не чувствовался человеческий запах и даже специальным скребком проводили по льду, чтобы нерпа слышала звук и думала, что к ней приближается ее сородич, и не ощущала опасности.

Многие традиционные орудия труда применяются до сих пор. Например, одним из каменных молотков разбивали кости оленей, чтобы добывать в пищу костный мозг, пока инструмент не попал в РЭМ в 1987 году. Другие артефакты остаются только ритуальными, как это произошло с приспособлением по добыче огня трением. Сейчас таким образом на праздниках молодые девушки определяют благополучие оленей – основы благосостояния семьи. Чем быстрее загорается огонь, тем лучше будут идти дела. Огонь это символ жизни, тепла, а огниво в данном случае еще и покровитель оленей.

Обратил на себя внимание оригинальный головной убор алеутов удлиненной формы для защиты глаз от солнца. Трудно по виду понять, что он сделан из дерева. Подобного материала на островах обитания этого народа не было. Они использовали стволы, которые прибивало к берегу волнами. Учитывая его редкость, стоил он очень дорого. За него отдавали по два раба. А по количеству китовых усов, прикрепленных к головному убору, можно определить опытность охотника.

Фото: Сахалинский областной краеведческий музей

Фото: Сахалинский областной краеведческий музей

У коренных народов не было слов: умер и родился. Они говорили: пришел и ушел, и верили в реинкарнацию. Поэтому сжигали покойников. Умершему клали в руку рыбью косточку, потому что верили, его в загробном мире встретит собака – дух хранитель. Это сакральное животное приносили в жертву в случае беды и болезни. Другим культовым существом многие народы Севера считали ворона. В экспозиции демонстрируется уникальный корякский женский погребальный костюм. Это большая редкость, потому что обычно их надевают на мертвых и сжигают на кремации. Только в тех случаях, когда человек умер очень далеко или пропал без вести, эту одежду кладут на порог дома и после этого она может оказаться в музее. Интересно, что подобный наряд шили всю жизнь, начиная с 6-7 лет.

Когда появлялся на свет новый человек, связывали крест-накрест палки, посредине подвешивали камень, который именовали «маленькая бабушка». Пожилые женщины и мама называли имена умерших родственников обоих полов. Когда при произнесении одного из них камень сам начинал качаться, это считалось знаком. Такое имя и давали ребенку. Если оно не соответствовало полу ребенка, просто менялось окончание с мужского на женское и наоборот. Кстати, у коряков и чукчей до сих пор два имени. Одно в быту, другое в паспорте.

- Ни в коем случае нельзя употреблять эпитет дикие по отношению к народам Севера. Они создали самобытную культуру, существующую уже тысячелетиями. Они научились выживать в тяжелейших природных условиях без современного транспорта и других достижений техники. Русские переселенцы перенимали у них эти навыки. Местные жители в свою очередь также что-то брали для использования у пришельцев. Например, ружье они называли луком, стреляющим огненными стрелами. Происходил взаимный обмен. Кроме того, коренные народы никогда не брали у природы больше, чем могли потребить. Наша цивилизация только сейчас начинает над этим задумываться, - рассказывает Валентина Владимировна.

Валентина Горбачёва не только работает в Российском этнографическом музее, но и преподает в Российском государственном педагогическом университете имени Герцена. На открытии выставки ее окружили бывшие студентки из числа коренных малочисленных народов Сахалина, которых она обучала. Некоторые из них работают в музеях областного центра и хорошо отзываются о своем учителе.

Данная выставка составная часть культурного проекта, поддержанного министерством культуры Российской Федерации и министерством культуры и архивного дела Сахалинской области. В него помимо выставки входит этнолекторий научных сотрудников РЭМ и программа «Детские дни Российского этнографического музея в Южно-Сахалинске» с квестами, мастер-классами и экскурсиями. Музейщики считают, что знание о малой Родине и любовь к ней нужно прививать с младых ногтей. Экспозиция будет работать по 15 октября этого года.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Собиралась ли Япония проводить Олимпийские игры на Сахалине (подробнее)