Премия Рунета-2020
Сахалин
+17°
Boom metrics
Звезды19 марта 2022 22:50

В Сахалинском театре кукол рассказали «Историю забытых вещей»

Маленьких зрителей приглашают в большое морское путешествие, не выходя с чердака
Даниэль Черемных и Ксения Земская. Фото: Сахалинский театр кукол

Даниэль Черемных и Ксения Земская. Фото: Сахалинский театр кукол

Если вы и ваш ребенок завсегдатаи Сахалинского театра кукол, есть шанс вырасти на творчестве московского режиссера Оксаны Исаевой. Не потому что Оксана уже классик, но цепочка ее «следов» в афише островного театра вполне объемна и логична. Вот вам, зритель, 1+, и мама может привести вас на «Чудо-день», вам стукнуло 3 года – «ползите» на «Черепаху». Наконец вам 5 с хвостиком, и Оксана Исаева сочинила для театра «Историю забытых вещей», которую разыгрывает в малом зале молодой актерский дуэт - Ксения Земская и Даниэль Черемных.

Премьерный спектакль не сразу приоткрывает «личико»: сначала он щекочет ваше любопытство шумом, грохотом чего-то уроненного и писком кого-то напуганного пауками, мечет красивые тени на прозрачный занавес. И лишь доведя до нужной точки кипения крохотную публику, просовывает в щелку нос и удивленный глаз девушки: ой, как вас много! Ну коли собрались, пожалуйте в большое путешествие, у нас тут знакомый чердак есть с кучей замечательных вещей.

Теневой театр. Фото: Сахалинский театр кукол

Теневой театр. Фото: Сахалинский театр кукол

Назначение некоторых вещей по малости лет зрителю может быть непонятно, тем лучше: лихая парочка в красной и зеленой шапочках придумывает им другую судьбу, как это делал незабвенный Г.-Х. Андерсен в отношении простых предметов типа оловянной ложки или колбасной палочки. Точкой отсчета в создании спектакля для Оксаны Исаевой стал зубастый чугунный утюг, который превращается в кораблик для дальнего плавания. Потом подтянулись деревянные счеты, фонарь в роли как минимум Анивского маяка, в стеклянную колбочку можно высвистывать какую хочешь мелодию. А пустые консервные банки для чего? - не скроет скепсиса Даня. Ну так, просто для настроения, пожмет плечиками Ксюша. За «исторические» полчаса маленькие зрители увидят фокус с кроликом из шляпы, примут участие в крикливом шопинге в Италии, покатаются по морю и немедленно (как все в этом возрасте) откликнутся на просьбу нарисовать карту с актуальной целью «как попасть домой» - в помощь хорошим людям в цветных шапочках.

Но главное путешествие на пыльном чердаке происходит не вширь, а вглубь, ломая временные пласты. Благая идея веселой парочки «зачистить» чердак-бардак при встрече со старым хламом разбивается о волну памяти: впадаем в детство, в котором море шуршит бумажными волнами, говорящие усы – само собой разумеется, и вообще все такое ма-аленькое и ужасно интересное. Большая шляпа и туфелька обретают мини-двойников, волшебный чемоданчик, в котором предусмотрена даже дверца для любопытного глаза, распахивает свое завлекательное нутро. Вглядываясь в этот микромир вещей, словно становишься одного роста с ними. А юношу и девушку он обращает в детей – людей с воображением, умеющих радоваться жизни во всех проявлениях.

Карта, нарисованная зрителями. Фото: Сахалинский театр кукол

Карта, нарисованная зрителями. Фото: Сахалинский театр кукол

Создание детского спектакля – «работа мелкая, хуже вышивания». Режиссер «возвела» его каркас, а стены строили вместе, благо актерской свободе препон не чинилось, а придумки от них сыпались с лихвой днем и ночью («спектакль сочинили втроем, потом перелохматили, перевернули, дошли до кризиса, вернулись и наконец дошли до варианта, который стал легким и подвижным в том смысле, что он может и будет развиваться»). Исполнителей режиссер выбрала сразу, оценив потенциал этих думающих, невероятно пластичных (внутренне и внешне) актеров во вполне серьезных спектаклях «Убить Бобрыкина» и «Господа Г…ы». Там они тончайше «проживают» своих несчастливых в серых буднях героев. А здесь искрят, как бокал шампанского (Ксюша-Туфелька), в который добавлен кусочек льда, глас рацио (Даня-Шляпа). Погружаться в «Историю забытых вещей» без чувства эмпатии нельзя, подчеркнула Оксана Исаева. А затронутая тема, конечно, является и частью личной истории актеров.

Ксения Земская:

- Я вообще большой любитель старины, у меня дома много, как я называю, барахла, но на самом деле оно для меня ценно. Мне это надо для сохранения моего мира, потому что мои родные живут далеко. Какие-то билетики, открытка от мамы, мое детское фото, на котором родители молоды, - без этих вещей воспоминания как будто стираются. Потому что когда пусто, чисто, сразу становится одиноко…

Под чутким руководством Оксаны Исаевой актеры взбили громокипящий коктейль игры с детьми, который при всей броской, лихой зрелищности таит несколько глубинных слоев. О том, что вещи из прошлого сохраняют в нас память о близких и включают в «связь времен», о том, как научиться слышать вторую половинку и расти во взаимоотношениях. Ну и, конечно, спектакль бодрит в «принимающей стороне» - зрителях - тягу к приключениям, вырывая из рутины дней, навстречу переменам…

Оксана Исаева. Фото: Сахалинский театр кукол

Оксана Исаева. Фото: Сахалинский театр кукол

При нынешнем тренде на минимализм (съемные квартиры, сломанное не чиним, а несем на свалку, все свое ношу с собой) кукольники деликатно призывают не выбрасывать за борт жизни не столько вещи, как чувства и отношения. На премьере на фоне всеобщего ликования от театрального празднества не обошлось без тихих слез больших зрителей, случайно влетевших в сентиментальное путешествие - возвращение назад, к себе. Так что даже если вам двадцать раз по пять лет, «История забытых вещей» тоже для вас. Не зря же худрук Сахалинского театра кукол Антонина Добролюбова всякий раз благодарит малышей за то, что они приводят на спектакль родителей.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM

К ЧИТАТЕЛЯМ

Стали свидетелем интересного события? Сообщите об этом нашим журналистам:

WhatsApp: +7 900-434-15-15

Почта: sakh.kp@gmail.com

И не забудьте подписаться на нас в соцсетях:

- Вконтакте;

- Одноклассники.

КультураИнтересное