Премия Рунета-2020
Сахалин
+17°
Boom metrics
Звезды27 февраля 2022 23:49

За козла ответить: в Чехов-центре инсценировали приключенческий роман Стивенсона

В спектакле «Остров. Пересказ» актер Роман Болтаев сыграл один за всех
Билли Бонс и Роман Болтаев. Фото Чехов-центра

Билли Бонс и Роман Болтаев. Фото Чехов-центра

Кажется, остров неизбежно притягивает другой остров. Рутинная задача сочинить новый детский спектакль завлекла в сети Чехов-центра хит мэтра приключенческого жанра Роберта Льюиса Стивенсона, который читают с упоением с момента создания во времена королевы Виктории. Но словосочетание «Остров сокровищ» применительно к Сахалину набило оскомину до неприличия, поэтому на пути в афишу Чехов-центра в названии спектакля московского режиссера Даниила Романова заменили второе слово по своему разумению.

Спектакль «Остров. Пересказ» адресован детям от десяти до ста десяти, читавшим Стивенсона и не слыхивавшим о нем. Он ломает все возможные ожидания, ибо быть осыпанным пудрой стареньких париков – удовольствие так себе, а с племенем юным, нетерпеливым архаика и вовсе не прокатит. Спектакль азартно играет с вами - и с теми, кому довелось родиться в доинтернетную эпоху, и бедолага был обречен на «классики», «ножички», «казаки-разбойники», и с детьми - воспитанниками черного «компьютерного» квадрата.

Он предлагает квест - попасть из пункта А в пункт Б по выцветшей карте, натурально пугаясь вместе с мальчиком Джимом и веселясь с бодрым циником, доктором Ливси, словно списанным с регионального минздрава. Должный антураж с первой минуты соблюден честно и завлекательно. Включая зрителей в игру на пороге, им вручали значки с черепом и скрещенными косточками, третий звонок отбивают корабельной рындой, в фойе развевается «Веселый Роджер».

В мистической «Странной истории доктора Джекила и мистера Хайда» Стивенсон анализировал явление двойничества. А в «Острове…» Роман Болтаев множится по числу действующих лиц, легко и без зазоров, золотой рыбкой ныряя из образа в образ - Джим, он же Билли Бонс, Ливси, лорд Трелони, Пернатый и пр. и пр. Притягательность «Острова…» в том, что он лишен театральности, что ли.

Просто мальчик Рома, оставшись один дома, играет в пиратов по мотивам полюбившейся книги, когда в ход идет всякий предмет, что попадается на глаза. Так из старого плаща и пупса образуется держатель тайны пиратского общака Бонс, шарик работает за пушечное ядро, деревянный ящик - за сундук с сокровищами, Черный Пес – и вовсе одно лишь учащенное дыхание. А мгла с белой монеткой луны полнится злодейскими голосами пиратов, и не менее злодейские тени подбираются все ближе и реальнее на экране, короче, страшно, аж жуть!

Но, мастерски доведя публику до высшего регистра экстаза в поисках злата, за пятнадцать минут до финиша Роман Болтаев вдруг делает оверкиль: а чего это я мечусь? Лавинообразное развитие событий тормозится на паузу: а что ты, зритель, будешь делать, если твоей жизни осталось на эти самые пятнадцать минут? Такое может случиться не только с мальчиком, встрявшим во взрослые игры.

Многоликий Болтаев неожиданно выпадает из всех масок и становится самим собой – печальным мудрецом, который при всем жизнелюбии и молодости знает что-то важное, о чем можно и нужно подумать. И в десять лет совсем не рано, ибо от ответа зависит, станешь ли ты хорошим человеком в дальнейшем. Монолог о глубоко личном переводит жизнерадостную суету на рельсы такой пронзительной откровенности, что понятно - этот спектакль создан в штучном варианте, без дублеров.

Роман Болтаев:

-У нас все быстро сложилось с первой репетиции, без застольного периода. Я понял: будет совсем не то, чего все ждут, – камзолы, пираты, эге-гей, вся эта плохая «тюзятина». Было круто, весело, задорно, хотя поначалу я испугался, все-таки это мой первый моноспектакль. Но мне нравится делать то, что меня страшит. Я так развиваюсь.

Режиссер Даниил Романов поставил четвертый спектакль для детей, отнюдь не полагая должным сюсюкаться с ними. Из романа Стивенсона «пошили» современную нескучную историю, после которой есть о чем поразмыслить, некоторые даже обещают книгу почитать.

Цветы от маленьких зрителей. Фото Чехов-центра

Цветы от маленьких зрителей. Фото Чехов-центра

Поначалу планировалась двухактная постановка с переменой машинерии сцены, но потом возобладал минимализм («люблю работать в системе препятствий, их интересно преодолевать. Когда у вас есть миллион долларов, фильм/спектакль у вас никогда не получится»).

Такой компактный формат удобен для гастролей везде-везде и напоминает о стародавней традиции театра, который возникал везде, где бродячие артисты делали привал. Будучи ни капельки не диктатором, режиссер львиную долю успеха отнес на счет коллективного разума и фантазии:

- «Остров…» - очень удачный пример «горизонтального театра». Я не тот режиссер, который знает все, я лишь несу ответственность за принятие решений. Но над спектаклем работала целая команда, ее участники предлагали идеи, которые мне не приходили в голову, а им пришли.

Самая очевидная из них встречает в фойе - шикарная фотогалерея в духе Wanted dead or alive (идея и реализация Артема Шинаровского), тонко намекающая, что в средние века в «джентльмены удачи» на морях шли совсем не чистоплюи.

Десяток постеров представляют актера Болтаева в разных маргинальных ипостасях – Фли Клинок, Энтони Ливерпульский, Мика Круглый, Джонни Босой, которые любят свежесорванные огурцы, Ирландию, маму, зимние курорты без туристов, себя и ходить по траве и пр. и пр. («Вы что, не знаете? Это все братья Болтаева», - было сообщено мне знающим человеком с серьезным лицом.) И пусть последующие в Чехов-центр режиссеры увидят в этой шутке многомерный потенциал исполнителя.

Десяток постеров представляют актера Болтаева в разных маргинальных ипостасях. Фото Артема Шинаровского

Десяток постеров представляют актера Болтаева в разных маргинальных ипостасях. Фото Артема Шинаровского

…А при чем тут козел, спросите вы? Ремарка «по мотивам книги» служит индульгенцией для вольных интерпретаций. Посему финал спектакля создатели переиначили: в стивенсоновском сундуке вместо вожделенных пиастров обнаружился череп козла, который режиссер, влюбленный в Элладу, нашел на побережье Эгейского моря (не пропадать же добру).

В версии Д. Романова обитатель Острова сокровищ, Бен Ганн, посмеялся над золотоискателями, а может, просто кидал от скуки монетки с крутого бережка далекого острова, да и неважно это. С золотым запасом или без него, а процесс взросления мальчика Джима в ходе большого морского путешествия состоялся. Получилось совершенно по-русски сказочно - не в деньгах счастье.

ДОБАВЛЯЙТЕСЬ В НАШИ WHATSAPP-ГРУППЫ

К ЧИТАТЕЛЯМ

Стали свидетелем интересного события? Сообщите об этом нашим журналистам:

WhatsApp: +7 900-434-15-15

Почта: sakh.kp@gmail.com

И не забудьте подписаться на нас в соцсетях:

- Instagram;

- Вконтакте;

- Одноклассники;

- Facebook.

Также читайте ИА «КП-Сахалин» в Telegram.

КультураИнтересное