Премия Рунета-2020
Воронеж
+11°
Boom metrics
Звезды5 декабря 2017 5:00

Иван Охлобыстин: «Отношусь к «Матильде» с брезгливостью - Учителя всегда интересовала «слизистая» великих людей!»

На гастролях в Воронеже известный артист пошутил, что будет голосовать за Беркову, раскритиковал рокеров, а также предложил вернуть в кино худсоветы
Иван Охлобыстин в Воронеже.

Иван Охлобыстин в Воронеже.

Фото: Ярослав ИВАНОВ

4 декабря в Воронеже с гастролями побывал Иван Охлобыстин. На творческом вечере артиста и священника не было запретных тем. Охлобыстин в выражениях не стеснялся. Раздал на орехи депутатам, кандидатам в президенты, рокерам и режиссерам. "Комсомолка" выбрала самые яркие цитаты артиста.

РОКЕРЫ БОЯТСЯ ПЕТЬ ПРО СИРИЮ И НОВОРОССИЮ - ВДРУГ НА УКРАИНУ НЕ ПУСТЯТ С ГАСТРОЛЯМИ

Почему с телевидения убрали политические пародии? Интереса нет. У нас выборы - уже смешно: то Собчак, то Беркова выдвигаются - смешнее некуда. Зачем дополнительно смеяться? Непонятно, за кого голосовать: Владимир Владимирович еще не принял решения, выбираться или нет. А порнозвезда Беркова уже приняла. Нам ли осуждать барышню? Девочка, ей все простительно… Меня спрашивают, за кого я буду голосовать? Если не будет Путина, то за Беркову. Остальные не так искренни, как она. Да что там выборы. Взять рок. В 90-е все кричали «Хотим перемен», пели про повороты, развороты, негодовали, восставали… Где они все сейчас? Событий-то много. Есть ведь, о чем петь. Почему бы не воспеть подвиг наших воинов в той же Сирии? Или подвиг жителей Новороссии. Исторически это очень похоже на войну Фландрии против Филиппа Красивого. Есть о чем говорить, есть что декламировать, есть возможность иметь свое мнение и пытаться поделиться им с окружающими. Они же боевые менестрели. Но нет! Как же, они свое мнение выскажут, а им запретят петь свои песни о любви на Украине. Уже в Ригу не пустят… Есть, что воспевать, но звонкая тишина стоит среди русского рока. Предательская. Сплошные разбирательства: кто у кого квартиру отсудил, кто в каких трусах бегал… Серьезные вопросы не обсуждаются. Тьфу, в общем. Даже Гарик Сукачев. Он гениален, у него написано много прекрасных вещей, но нового-то ничего нет! При всей моей любви.. Ни от него не слышал, ни от Кинчева… Я не знаю, как к этому относиться. Рок неинтересный стал.

ВОЗНИКНЕТ ОЧЕРЕДНОЙ ФЮРЕР, МЫ ПРИДЕМ И ВСЕХ СПАСЕМ

Мы очень общественные люди. Склонны к самоорганизации - возьмите Пугачева, Степана Разина. И у нас мера ответственности за Родину непомерная. Потому что Франция и другие страны - крохотные, а у нас карту возьми, куда ни глянь - в Родину попадешь. У нас такая богоизбранность. Немцы, например, ответственны за BMW. У них машины хорошо собираются, они же аккуратные, никуда не торопятся. За штаны всю жизнь итальянцы отвечают, а у нас штанишки не получаются. Зато все, что касается военно-промышленного комплекса - прекрасно, мы поражаем воображение. Мы не умеем машинки делать. Танки - да. Штанишки - нет, вот ватники – да, в принципе, замечательная одежда. Французы хорошо в винах разбираются, в пирожных и амурных вещах. У нас правда, тоже любовь есть - но это такая жертва всегда, а у них все - легко. Словом, каждому народу Господь дал свой талант и обязанность. У нас обязанность - мир защищать от самоуничтожения. У каждого народа есть великая национальная идея. Она одна и та же - мировое господство. Вот какой-то народ достиг в своем таланте олимпа и идет других учить. Приходит в Россию - а мы их по мордасам! Красиво так: из болот встают светловолосые богатыри и по мордасам - шлеп-шлеп. То Наполеона, то Гитлера. Пришли к ним, посидели чуть-чуть, ушли назад - в болота. Опять лермонтовщина, опять скучаем, опять водка. Ждем опять фюрера. Пока он не намечается толком, солидного противника нет. У нас всегда расцвет после войны, хотим мы этого или нет. А так нам неинтересно - не будешь же штанишки шить. Их же продавать надо. А для русского все, что с продажей связано, - неприлично. А купцы наши - исключение из правил, которое его только подтверждает. А так нам это несвойственно. Поэтому у нас ни штанишки, ни машинки не получаются. Это не плохо, не хорошо. Это - так. Наша великая национальная идея - не допустить реализации национальных идей всех остальных стран. Вот возникнет очередной фюрер, мы придем и всех спасем.

Иван Охлобыстин в Воронеже.

Иван Охлобыстин в Воронеже.

Фото: Ярослав ИВАНОВ

МЫ УМЕЕМ СНИМАТЬ МЕЛОДРАМЫ И КОМЕДИИ, НЕ СЧИТАЯ «ЕЛОК-ПАЛОК»

Все сетуют, почему мы не умеем делать такое хорошее кино, как американцы. Мы разные. Они - экстраверты: у них сначала - событие, потом - переживание. А мы - интроверты: у нас на первом месте человек, а потом исходя из его переживаний - событие. Нам интересно, в первую очередь, то - что внутри. А у них, экстравертов, даже храмы как космические корабли: высокие - прощай, шарик, и улетел. А у нас наоборот - как воронки, мы небо тянем на землю. У нас купола красят в золото, чтобы чаще Господь замечал. Поэтому для нас более приемлемые жанры те, что касаются внутренних размышлений - у нас очень хорошо получаются мелодрамы. Даже французский «Мужчина и женщина» и американский «Мосты округа Мэдисон» проигрывают нашим - не могут они сравниться с фильмом «Три тополя на Плющихе»! А там всего-то - мужчина и женщина в такси! Разговор на полутонах. Нам интересно все, что связано с нашим внутренним миром. Ну, можем мы боевики снимать, если постараться. Например, вестерн «Белое солнце пустыни» лучше американского «Хороший, плохой, злой». Комедии у нас прекрасные – тонкие, на полутонах. Если не брать «елки-палки-фигалки», все, что без трусов, со слизью. Откинуть этот «камеди клаб» в сторону. У нас хорошие комедии построены на взаимоотношениях, внутренней неустроенности, на слабостях.

Сейчас выйдет фильм «Временные трудности», я там играю отца, который занимается со своим ребенком с ДЦП и ставит его на ноги. Жесткая роль. Моего сына играл Риналь Мухаметов. Мой герой выносит его в лес, кидает в грязь и говорит: «Мы пойдем 100 километров. Или вернемся здоровыми, или вообще не вернемся!». Мы снимали под Вяткой в ноябре. Риналь полз, захлебываясь в черной глине. И ничем ты его не собьешь! А снимали по 20 дублей с каждой стороны, 20 дублей сверху. Я подумал, какой жертвенный актер, неужели и среди молодых есть такие!

УЧИТЕЛЬ ПОШЕЛ НА СКАНДАЛ, ЧТОБЫ ПРЕВРАТИТЬ ЕГО В РЕКЛАМНУЮ АКЦИЮ «МАТИЛЬДЫ»

Как я отношусь к фильму «Матильда»? С брезгливостью. Мне не нравится, когда копаются в таких вещах. Не знаю, чего они добиваются. Мне кажется, нарываются на погром. Я снимался у Леши Учителя в кино, знаю, он неглупый человек и хорошо знает историю. Но когда он снимал о Бунине, он снимал не о писателе, а об отношении двух женщин с сексуальной дискоординацией. То есть его интересовала «слизистая» сторона великих людей. И прикасаясь к истории канонизированного царя-мученика, он не мог не знать о естественной реакции радикально настроенной церковной общественности. Он знал, что будет скандал, и он пошел на этот скандал, желая превратить его в рекламную акцию. Он не дурак и точно понимал, что будет. А вот эти рассуждения «Я художник, я так вижу»... Ну я тоже могу прийти и сказать: «Брат Алексей, я хочу снять о вашей маме, я думаю, в моем фильме она будет проституткой». Он в ответ: «Да она же не была проституткой, она была белошвейкой и кроме папы никого не видела!». А я: «Не-не, Алексей, это мое видение художественное, проститутка она была проститутская!». Но я же не пойду, потому что есть же допуск: что можно, что нельзя. А когда начался скандал, нужно мудро к этому относиться: не обращать внимания, ну есть и есть. Ну неймется людям, не могут они допустить, что для нас может быть что-то святое. Мы для них орда.

НАДО ВЕРНУТЬ В КИНО ХУДСОВЕТЫ

Художник должен воспевать прекрасное, благородные черты человечества, нести свет! Я убежден, что в любом художественном произведении обязано быть наличие педагогического элемента, в ином случае это просто самолюбование художника. Что касается, предположим, наших кинематографических авангардистов. Я легко могу распознать, где творческий поиск, а где проституция. Когда ты смотришь, как 40 минут звенит ложка в стакане на столе поезда «Москва-Хабаровск», - это не искусство, это фиг знает чего. Когда ты смотришь, как один милиционер убил другого и съел - это не искусство, и Россия не такая, как представляют эти люди. Да, мы пьяницы, хулиганы, но не до такой же степени. Позвали меня в жюри фестиваля, рядом француз, который отбирает фильмы на Каннский фестиваль. И вот мы сидим, чернуху смотрим про тех милиционеров, я ему: «Ты ж 15 лет живешь у нас и уезжать не хочешь, ты же знаешь, это - не мы! Он: «Я понимаю, но если я привезу другое кино, оно не совпадет с представлением моей европейской аудитории о том, какие вы есть. Вы идете у нас как этническое кино - после вьетнамцев и африканцев. Все удивляются, что вьетнамцы вообще говорить умеют, а африканцы - что умеют мобильником пользоваться и слонятку сняли на телефон. А потом вы с милиционерами». Ужасно! Я понимаю, как довели киношников. Все кто из этой среды, знают, что деньги распределяются несправедливо, на трех «землекопов». Читал интервью Кончаловского. Сначала он ругается, как можно на государственные деньги снимать не для народа. А во второй части делится творческими планами: собирается снять в Италии драму о Микеланджело (фильм «Грех», бюджет 780 миллионов рублей, 60 млн просили у Минкульта, - ред.) и туристов взять в качестве массовки, и павильон там поставить. То есть ни наши актеры не поработают, ни декораторы. В общем, все для них, все с ними. То есть одна часть интервью противоречит второй… Сейчас, чтобы молодому талантливому режиссеру что-то сделать, унижаться надо десятилетиями. Такого даже в советские времена не было! Абсолютное бесправие людей, которые могли бы снимать нормальное кино. Все боятся цензуры. Все забыли, что такое идеология. Хорошо было бы вернуть худсоветы. Тогда бы таких «милиционеров» и «Матильд» не появилось.

ИЗБИТЫЙ ДЕДОМ МОРОЗОМ

Меня в детстве избил Дед Мороз. Я жил в деревне. Председатель колхоза заставлял быть Дедом Морозом дядю Борю, киномеханика. Он был статный, ему бороду надевали, он от дома к дому ходил. Ребенка ставили на табурет, он пел «В лесу родилась елочка», Дед Мороз хвалил, потом ему наливали. Когда он пришел в наш дом, а у меня с памятью очень нехорошо было, меня поставили на табурет. И я дальше строчки про зайчика не мог продвинуться раз 30. И у дяди Бори уже все выветрилось по морозу. И надо было быстрее закончить. Не сдержался он: прямо ногой в табурет - и кулаками меня бить. Дед его оттаскивал. С тех пор к Деду Морозу у меня свое отношение.

Верю ли я в телепатию? Я считаю, что у нас это есть. Просто нам все дается поэтапно. Когда мы перестали смеяться над тем, как отрубают головы ворам и жуликам на городской площади, нам дали двигатель внутреннего сгорания. Когда мы поняли, что нельзя сжигать людей в печках - с атомом решили вопрос. Я думаю, по мере того, как мы становимся более нравственными, Господь раскрывает нам новые чудеса. У нас бескрайние возможности - потому что мы созданы по образу и подобию Бога. А ему подвластно все. Мы же еще 20 лет назад не могли представить, что пойдет по дорожке в странных одеждах мужчина и с камнем будет разговаривать. А это хипстер с айфоном ищет, где тут «Пятерочка» рядом.

Я хотел бы быть сельским священником, где-нибудь рядом с кладбищем. Опять же польза - не надо речей говорить. Кстати, у меня огромное количество друзей - представители сельских приходов. Это люди с большой буквы! Которые заведомо идут на жертву, в ущерб себе, чтобы рискуя своим здоровьем отстраивать храмы, строить дома-опрични, где они будут бабок кормить голодных, которых дети не содержат.

Иван Охлобыстин в Воронеже.

Иван Охлобыстин в Воронеже.

Фото: Ярослав ИВАНОВ