Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+9°
Boom metrics
КАРТИНА ДНЯ13 октября 2015 9:46

Выводы экспертизы "Алмаз-Антей": "Боинг" под Донбассом был сбит ракетой, которой нет на вооружении России

Мнения членов голландской комиссии разошлись с версией российских специалистов [фото, видео] [фото, видео]
У специалистов российского концерна "Алмаз Антей", где этот "Бук" собирается, есть свое мнение, к которому должны прислушаться все заинтересованные в исходе дела стороны

У специалистов российского концерна "Алмаз Антей", где этот "Бук" собирается, есть свое мнение, к которому должны прислушаться все заинтересованные в исходе дела стороны

Фото: REUTERS

Сегодня в один день специалисты российского концерна «Алмаз-Антей» и Международная комиссия совета безопасности Нидерландов представили свои доклады о расследовании причин гибели пассажирского самолета над Донбассом 17 июля 2014 года.

Российский концерн «Алмаз-Антей» лучше всех в мире знает обо всех тонкостях зенитно-ракетного комплекса «Бук». Потому что именно там его разрабатывают и собирают. После крушения малайзийского «Боинга» Запад наложил на «Алмаз-Антей» санкции. И в концерне решили доказать, что не только они, но и вообще российская сторона к гибели «Боинга» не имеют никакого отношения.

Для этого в «Алмаз-Антее» пошли на широкомасштабный натурный эксперимент, который не голословно, а наглядно, с полным математическим расчетом, должен был расставить все точки над «i». К этому авторитетному исследованию должны были прислушаться все стороны.

А результаты эксперимента «Алмаз-Антей» обнародовал ровно в день, когда свой доклад о расследовании гибели «Боинга» представил совет по безопасности Нидерландов в Гааге - во вторник. Основная версия голландцев была известна заранее (из предварительных докладов, переданных России еще летом): самолет был уничтожен ракетой «Бука».

Что же прояснил эксперимент «Алмаз-Антея»?

ОТКУДА СТРЕЛЯЛИ?

В этом вопросе есть расхождения: в предварительном докладе Нидерландов сообщалось, что из «Бука» стреляли с территории поселка Снежный, что был в тот момент под контролем ополченцев. Российские спецы доказали экспериментально, что ракета прилетела из села Зарощенское, где размещались комплексы украинский противовоздушной обороны.

Советник генконструктора «Алмаз-Антея» Михаил Малышевский заявил:

- Чтобы подтвердить свою версию, специалисты «Алмаз-Антея» пошли на беспрецедентное решение - они решили взорвать на полигоне ракетой с «Бука» списанный самолет ИЛ-86, фюзеляж которого по своим характеристикам похож на обшивку «Боинга-777». Они разобрали ракету 9М38М1, которая должна была выработать часть топлива на 42-й секунде полета (если бы она летела к «Боингу» из Снежного). Взорвали ее боевую часть. Осколки прошли через кабину пилота таким образом, что место, откуда ракета летела к «Боингу-777», было определено квадратом в 3 - 4 километра у села Зарощенское.

Эксперты уверены - кардинально изменить свою траекторию ракета не могла. В расчетах учитывались скорость ракеты (600 м/сек.) и скорость самолета (252 м/сек.).

ЧЕМ ПОРАЗИЛИ САМОЛЕТ?

Притом что российская сторона была готова помочь голландской комиссии предоставить все образцы «Буков» и провести сравнительные экспертизы, в Нидерландах заявляли, что «Боинг» поражен российской ракетой. И даже показывали поражающие элементы ракеты в форме двутавра (бабочки), которые нашлись почему-то спустя время. Их происхождение - главная интрига в расследовании гибели «Боинга-777».

Советник генконструктора «Алмаз-Антей» Михаил Малышевский: «В российских ракетах для «Бука» (маркировки 9М38М1) в боевой части - 7 тысяч поражающих элементов. Каждый четвертый - двутавр.

Генеральный директор "Алмаз-Антей" Ян Новиков

Генеральный директор "Алмаз-Антей" Ян Новиков

Фото: REUTERS

Согласно нашему исследованию двутавры оставляют на фюзеляже самолета четкие следы в форме бабочки. Но известно, что ни одного такого следа на фюзеляже «Боинга-777» обнаружено не было. Это нонсенс, так как при испытании мы получили множество следов в форме бабочки. Из этого следует, что «Бук» был заряжен украинской ракетой 9М38, где применяют поражающие элементы в форме кубиков. Такие ракеты в России выпускались до 1986 года и уже 4 года как запрещены в использовании в Российской армии, так как исчерпали свой ресурс и считаются опасными в использовании (в распоряжении Украины остаются еще около 520 таких «устаревших» ракет к «Буку» - Ред.)».

Еще важная деталь: современный российский «Бук» не может стрелять старой ракетой 9М38, а соответственно и сама установка «Бук», из которой был поражен «Боинг-777», была украинской.

Двутавры и следы от них (в форме "бабочки"). Однако известно, что ни одного такого следа на фюзеляже "Боинга-777" обнаружено не было.

Двутавры и следы от них (в форме "бабочки"). Однако известно, что ни одного такого следа на фюзеляже "Боинга-777" обнаружено не было.

Фото: Александр БОЙКО

МОГ ЛИ БЫТЬ ВИНОВНИКОМ ИСТРЕБИТЕЛЬ?

Была версия ЦНИИ Минобороны России, что «Боинг-777» могли сбить ракетой «воздух - воздух» класса «Питон». Это версия подтверждалась и «тайным свидетелем» - работником украинского аэродрома под Днепропетровском, который пришел в редакцию «Комсомольской правды» в декабре 2014 года и рассказал, что лично видел - в день гибели «Боинга» на задание взлетел украинский истребитель с ракетами «воздух - воздух». А вернулся он на аэродром уже без этих ракет.

Вот что сказал по этому поводу гендиректор «Алмаз-Антея» Ян Новиков: «Мы дали свою оценку лишь исходя из своего эксперимента, остальное дело международной комиссии, уголовного следствия. Мы дали информацию в рамках собственной компетенции по применению «Бука» и ракет 9М38 и 9М38М1».

То есть эксперимент «Алмаз-Антея» не отвергает версию гибели «Боинга» в результате пуска ракеты «воздух - воздух» с украинского истребителя. «Алмаз-Антей» лишь доказал - если все-таки лайнер сбила ракета из «Бука», то это была украинская ракета. И выпустили ее с украинской стороны.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Главный редактор журнала «Национальная оборона», директор Центра анализа мировой торговли оружием Игорь КОРОТЧЕНКО:

Теперь очередь - требовать правды от Киева

Голландцы поняли, что если результаты моделирования «Алмаз-Антея» сегодня проигнорировать, то завтра можно и репутацию потерять. Но не это сейчас важно. Главное, чтобы эта комиссия наконец-то нашла контакт со специалистами «Алмаз-Антея» и потребовала от Киева предоставить изъятые СБУ переговоры днепропетровского диспетчерского пункта. Эти пленки должны быть более подробны, чем переговоры, что зафиксировали «черные ящики» самолета. На них должны быть слышны команды, которые поступали диспетчерам из вышестоящих центров, СБУ, военных управлений, как диспетчеры обсуждали трагедию.

Комиссии надо начинать проводить работу на Украине, чтобы выяснить, кто командовал средствами противовоздушной обороны в тот день, какие приказы получали ракетчики, найти свидетелей боевого применения «Буков» и тех, кто стрелял. Найти всех причастных к этой трагедии, если они, конечно, еще остались.

Носовая часть кабины самолета была разделена на более чем 1,5 тысячи условных прямоугольных элементов

Носовая часть кабины самолета была разделена на более чем 1,5 тысячи условных прямоугольных элементов

Фото: REUTERS

РЕПЛИКА

Кто ответит за базар?

Сергей ПОЛОСАТОВ

Россия вряд ли дождется извинений от западных СМИ за их вранье.

Ну вот - отчет голландцев о крушении «Боинга» прошел. Что изменилось? Ничего. Или мы раньше не знали про земное тяготение? Знали. Или голландцы назвали виновных? Нет. Более того, и из презентации корпорации «Алмаз-Антей», и из отчета голландцев становится ясно, что Россия не имеет отношения к катастрофе.

А помните, как на следующий день, 18-го июля 2014-го вышли все крупные газеты по всему миру? С какими заголовками? «Ракета Путина убила...», «Россия сбила...» Какие ТВ-передачи поставили в прайм-тайм! Мощнейшую атаку организовали практически моментально, обвинив Россию еще до того, как обломки «Боинга» усеяли донецкую степь. А дальше ввели самые жесткие санкции против России после этого, подготовив, а вернее, дезориентировав общественное мнение. Которые нанесли известный ущерб российской экономике.

Теперь что, в суд идти за компенсацией ущерба? На кого иск подавать, на Вашингтон, Берлин, Париж, Лондон? На всех вместе? Было бы неплохо отсудить у них круглые суммы. Или, может, кто из западных СМИ извинится? Будут ли обложки «Извините, мы ошиблись, Россия не сбивала...», «Извините, мы наврали...»?

Да нет, ни от кого из этой публики мы ничего подобного не дождемся. В лучшем случае сделают вид, что не понимают, о чем это. В худшем - не заметят острых углов, а возьмут на вооружение те моменты, которые смогут использовать в своих целях. И начнут все ту же песню «Россия виновата».

Может и в самом деле, пора в Гаагу? Но совсем не так, как хотят либералы.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Виктор МУРАХОВСКИЙ, главный редактор журнала «Арсенал Отечества», военный эксперт:

Такие боеприпасы мы утилизировали еще в 2011 - 2013 годах

- На мой взгляд, результаты, полученные концерном «Алмаз-Антей», весьма убедительны, - заявил Виктор Мураховский в эфире Радио «КП». Проведенный натурный эксперимент, подтвержденный математическими расчетами, доказывает, что «Боинг» действительно мог быть сбит ракетой типа 9М38, которая была выпущена зенитно-ракетным комплексом «Бук-М1». Измышления о том, что якобы «Бук» был доставлен с территории России, с него был сделан пуск, а потом «Бук» вернулся обратно, не имеют под собой абсолютно никаких оснований. Ракета 9М38 была снята с вооружения российских войск и утилизирована в 2011 - 2013 годах. Мы тогда утилизировали примерно 2,5 миллиона тонн боеприпасов, включая устаревшие зенитные ракеты. (подробности)

ВОПРОС ДНЯ

Как вам первые итоги?

Михаил ТИМОШЕНКО, военный эксперт, полковник в отставке:

- Судя по всему, доклад «Алмаз-Антея» был заранее отправлен в Нидерланды и там с ним ознакомились. Тем более концерн провел натурные испытания на списанном самолете, многое расставив по местам. Я бы не сказал, что со стороны европейской стороны комиссии это разворот. Но это как минимум изящное отползание от прежних антироссийских позиций.

Владимир БЕССОНОВ, член Комитета Госдумы по обороне:

- Это глубоко политизированный процесс, ждать объективности от иностранцев сложно...

Святослав РЕШЕТНИК, старший научный сотрудник Института авиационной безопасности:

- Я не могу назвать расследование, которое ведут иностранцы, честным. Слишком много вопросов. Почему пропали документы Днепропетровского диспетчерского центра, приказавшего «Боингу» снизиться? Почему не допрошен украинский летчик капитан Волошин, вылетевший в тот день на задание в район катастрофы?..

Вадим БАЗЫКИН, летчик-испытатель:

- Я участвовал в расследовании другой трагедии - Ту-154, разбившегося под Донецком в 2006 году. И знаю, как должно это происходить. Картину произошедшего можно составить в первые дни, чтобы не было внешних примесей, коррозии и прочего. А в истории с малайзийским «Боингом» картинка потерялась, никто ее не фиксировал. У меня сложилось впечатление, что расследование специально затягивалось. Оно изначально было непрофессиональным, Россию не подпускали...

Василич, читатель сайта KP.RU:

- О каком расследовании могут говорить голландцы, когда куски тел и самолета до сих пор находят в поле? Почему прячут данные «черных ящиков»? Почему украинские «Буки» не предъявлены к осмотру? И потом - американцы же говорят, что у них там спутники висели... Съемку - в студию!

Сергей, слушатель Радио «КП» (97,2 FM):

- Видимо, в Европе поняли, что ложь в защиту режима Порошенко затянулась. Что русские, давая аргументированные ответы на их фантазии, ставят их в нелепое положение. Однако правды говорить они тоже не будут - невыгодно...

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Нидерланды представили свой отчет по крушению «Боинга»

Власти Нидерландов сообщили, что привело к разрушению упавшего в Донбассе малайзийского «Боинга» в воздухе. Самолет, по их данным, распался из-за мощного взрыва слева от кабины пилота.

- Версия взрыва внутри кабины пилотов отвергнута следователями. Взрыв слева от кабины пилотов «Боинга» вызвал структурные повреждения, - говорится в документе (подробности)

МЕЖДУ ТЕМ

«Алмаз-Антей»: ракета взорвалась в 20 метрах от левого двигателя малайзийского «Боинга»

Гендиректор военного концерна «Алмаз-Антей» Ян Новиков сообщил на пресс-конференции о том, что выпущенная по малайзийскому «Боингу» ракета разорвалась с левой стороны самолета. Что подтверждают их исследования.

- Осколок, который пришел к штурвалу командира самолета, а также в кресло командира экипажа, двигался практически прямо вдоль конструкции самолета. На основании анализа всех этих элементов мы пришли к выводу, что основная часть поражающих элементов двигалась вдоль конструкции самолета, - сказал он журналистам (подробности)

В ТЕМУ

Суперкомпьютер «Алмаз-Антея» перебрал 14 млн вариантов крушения «Боинга»

Суперкомпьютер военного концерна «Алмаз-Антей» перебрал 14 миллионов вариантов крушения малайзийского «Боинга» в Донбассе. Сообщил об этом генеральный директор компании Ян Новиков.

- Носовая часть кабины самолета была разделена на более чем 1,5 тысячи условных прямоугольных элементов, рассматривалось более 7,84 тысяч осколков различных фракций, а также осколки корпуса ракеты, которые тоже неминуемо образуются, - сказал он журналистам (подробности)