Премия Рунета-2020
Сахалин
+10°
Boom metrics
Общество5 декабря 2020 2:25

Я б в спецназ служить пошел, пусть меня научат: командир СОБР рассказал о самой мужской профессии

Главный боец отряда быстрого реагирования приехал на Сахалин год назад и готов стоять на страже порядка острова
Бесстрашные бойцы десантируются с вертолета. Фото: пресс-служба Управления Росгвардии по Сахалинской области

Бесстрашные бойцы десантируются с вертолета. Фото: пресс-служба Управления Росгвардии по Сахалинской области

Фото: предоставлено пресс-службой

Тихие герои громких времен — так можно назвать спецподразделение Росгвардии. Командир специального отряда быстрого реагирования полковник полиции Максим Малышев рассказал о службе в спецназе, как он туда попал и что нужно для того, чтобы стать частью элитного подразделения силовой структуры. Сразу предупреждаем, СОБР затягивает.

Это настоящая мужская профессия Фото: пресс-служба Управления Росгвардии по Сахалинской области

Это настоящая мужская профессия Фото: пресс-служба Управления Росгвардии по Сахалинской области

Фото: предоставлено пресс-службой

— Максим Николаевич, вы приехали к нам из Якутии, а как вы начинали службу в СОБР?

— В отряд меня позвал командир спецподразделения СОБР Молчанов Николай Васильевич. На одном из стадионов города он увидел, как я занимаюсь спортом, подошел, предложил попробовать свои силы, сдать зачёты и попасть в специальный отряд быстрого реагирования. Я спросил, сколько времени на подготовку, а командир дал одну возможность и назначил вступительный экзамен на следующий день. Нормативы сдал. Скажу, что ряд зачётов предполагает хорошую физическую подготовку, но я справился. После чего спецы сказали идти домой и ожидать звонка. Через некоторое время меня приняли, а в прошлом году перевели на Сахалин.

— Многие гражданские думают, что и СОБР, и ОМОН занимаются одним и тем же, разница лишь в названии. Отряды чем-то отличаются?

— Я вам больше скажу, некоторые люди в погонах не совсем ощущают эту разницу. В функции ОМОН больше входит охрана общественного порядка. Когда проводят мероприятия с массовым скоплением людей именно они следят за спокойствием граждан. Есть еще инженерно-технические группы: ребята проверяют объекты на наличие взрывоопасных предметов... Много различий между отрядами, выдавать их все, думаю, не стоит.

Боец отряда быстрого реагирования. Фото: пресс-служба Управления Росгвардии по Сахалинской области

Боец отряда быстрого реагирования. Фото: пресс-служба Управления Росгвардии по Сахалинской области

Фото: предоставлено пресс-службой

— То есть СОБР не занимается охраной общественного порядка?

— Мы привлекаемся конечно, но у нас несколько иные задачи. Мы заточены на борьбу с организованной преступностью. Если обратиться к истокам создания отряда, то людей в него набирали именно с этой целью. И мы до сих пор являемся оперуполномоченными. С того времени наша работа немного поменялась. Сейчас наша основная задача — борьба с бандитизмом и терроризмом.

— Служба в СОБР — работа мечты?

— Когда я пришел в отряд в 1998 году, то понял, что это моя стихия. Служба в спецподразделении — настоящая мужская работа. Взять те же боевые командировки. На тот момент я не был женатым, отправлялся в боя и на 2-3 месяца, и на полгода. Мне достаточно было выехать на пару дней домой, увидеть родителей, потом можно и обратно на войну.

Командир специального отряда быстрого реагирования Максим Малышев

Командир специального отряда быстрого реагирования Максим Малышев

Фото: Татьяна БАРАШКОВА

— В боях страшно?

— Кому не было страшно, тот или не был там, или врет. И я не скрою, на войне страшно всегда.

— Когда вы отправлялись на первый бой, о чем в этот момент думали?

— Когда отправлялся в первый раз, я не знал куда еду. Нам просто сказали собираться на задние. Помню, что из Якутии выезжали в ноябре, мороз и минус тридцать пять градусов. Прилетели же когда, открывается рампа самолета и мы видим песок, знойный воздух дунул в лицо. Это была высадка в одно из поселений Дагестана, нас ожидала война. Молодые правда не понимали, куда попали. Когда новенький боец едет в составе группы, к нему приставляют старшего, который всегда рядом с солдатом и помогает ему. Через неделю после высадки нас бросили на военные действия. У меня был небольшой диссонанс — вчера ездил на машине по мирному городу, а сегодня в другом регионе своей же страны бегу с автоматом, рядом стреляют танки...

—И вы стреляли?

— Да. У сотрудника всегда есть оружие, и, если нужно, он его применяет. В рамках контртеррористических операций мы защищаем закон. Я понимаю ваш интерес к этому вопросу, но, когда идешь с автоматом, ты выполняешь боевую задачу.

— И как потом возвращаться к гражданской жизни?

— Спокойно. Сначала идет период адаптации, потом приспособления, и плановый выход. Многие военные просто выходят из состояния войны и возвращаются к мирной жизни. Разницы сильной нет, и там и там мы выполняем свою работу плечом к плечу с товарищами. Как я уже говорил, боремся с терроризмом и наркоторговцами что на гражданке, что в боевых действиях. Также оказываем содействие остальным силовым структурам.

— Какие плюсы и минусы на службе в СОБР?

— Плюсы я вам уже назвал, это настоящая мужская профессия, я люблю свое дело. Также, не побоюсь этого слова — защищаю свою Родину.

пресс-служба Управления Росгвардии по Сахалинской области

пресс-служба Управления Росгвардии по Сахалинской области

Фото: предоставлено пресс-службой

— Почему вы говорите «не побоюсь этого слова — «защищать свою Родину», разве так нельзя?

— Ну сейчас все считают, что защищают родину военные, а не органы внутренних дел. Хотя мы все равно охраняем страну. Теперь моя родина — Сахалин, и я буду стоять на его страже.

— Минусов, так полагаю, вы не видите?

— Пока что правда нет ничего плохого, служба на острове затянула, я люблю свою работу и Сахалин. Также люблю заниматься стрельбой. Помнится, в 2008 году мы ездили на соревнования в Москву, я тогда с открытым ртом смотрел на профессионалов. Захотелось и в Якутске создать федерацию практической стрельбы, что мы потом и сделали, сейчас на моей малой родине и силовики, и гражданские стреляют в тирах организации. С того момента мое хобби — стрельба. Тут мы тоже нашли единомышленников, с которыми будем развивать местную «Федерацию практической стрельбы» и учить людей грамотному обращению с оружием. Сегодня на Сахалине нет условий для занятия стрельбой гражданскими. Поэтому мы хотим внести свои коррективы, опять же, важно научить желающих людей обращению с оружием.

В конце нашей беседы хочу через ваше издание передать большую благодарность нашим сотрудникам, которые трудятся в условиях пандемии уже более полугода. Ребята переносят все мужественно, также это переживают и их семьи. Мы работаем ради жителей острова. Нелегко было встречать ребятам из СОБР и ОМОН дежурить в обсерваторах, в аэропорту. Они большие молодцы и мы ими гордимся.